Газета Рабочая Балахна > Православие > Флорищева пустынь Распечатать

Флорищева пустынь


11:45 3.10.2023. http://Рабочая-Балахна.РФ


«И отзвуки событий потаенных, как колокол, звучат издалека…». Понимает ли человек, отправляясь в паломничество по святым местам, что жизнь его в этот момент будет проходить через века? Он будет проходить… или все-таки жить этим, пусть и в момент этого краткого путешествия. Жить в надежде найти суть, сокровенное, сакраментальное, чем жили родные нам предшественники. Родные,тпотому что мы причащаемся с ними из единой Чаши. А жили они, как и мы, сегодняшние, надеждой:
«А ты, пустыни основатель,
Святых мест горних обитатель,
Спастися мне Творца моли…»

17 сентября – в день памяти пророка Моисея и иконы Богородицы «Неопалимая купина» – совершилось по благословению владыки Георгия паломничество трудников церквей Балахнинского благочиния в старинный мужской монастырь Флорищевой пустыни.

«Отчего терновый куст горит огнем, но не сгорает?» – думал пасший овец близ горы Синай Моисей, подойдя к кусту, и тогда Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в обетованную землю. Вот в такой знаменательный день, теплый и солнечный, состоялась эта наша поездка.

Заглянем в историю: когда создавался этот древний монастырь? В 1613 году Земский собор провозгласил царем 16-летнего Михаила Романова, который правил Россией до 1645 года. После его смерти престол перешел к его сыну Алексею Михайловичу, которому было тоже 16 лет. После Смутного времени, начиная с 1620-х годов, когда в Речи Посполитой начались открытые гонения на православие, мощный поток идей и людей устремился на Русь. Многим казалось, что и церковь, наряду со всей страной, нуждается в исправлении и новом устройстве. Среди сторонников перемен был и царь Алексей Михайлович, вокруг которого в 1650 году собрался кружок «ревнителей благочестия». Поначалу речь шла об исправлении ошибок в текстах богослужебных книг, исправлении церковных обрядов по греческому образцу, повышении образованности духовенства.

В 1652 году скончался патриарх Иосиф. По повелению царя для выборов нового патриарха избрали трех кандидатов: новгородского митрополита Никона, иеромонаха Антония как духовно опытного наставника, хорошо знавшего Писание, и еще одного неизвестного по имени иеромонаха. Жребий выпал на Антония, но он уступил свое право митрополиту Никону, посколько сам уже был стар и немощен. Государь щедро одарил Антония и отпустил с миром. По дороге в свою Спасо-Преображенскую обитель на реке Юнге он заехал навестить детей в село Кириково, находящееся на берегу Волги, напротив монастыря преподобного Макария, Желтоводского чудотворца. Там он заболел и перед кончиной дал благословение своему сыну Иоанну облечься по достижении совершенных лет в иноческий чин, заповедав принять постриг в маленьком монастыре или пустыни, а в большие монастыри идти не велел. 11 декабря 1653 года, на двадцать втором году жизни Иоанн принял от епископа Коломны Павла пострижение с именем Иларион. И был это будущий строитель знаменитого на всю Россию монастыря во Флорищах, а иеромонах Антоний – его отец, в миру священник Анания…

В то время как новопостриженный иеродиакон Иларион проживал у своего брата Петра в Москве и у епископа Павла в Коломне, монахи Флорищевой пустыни выстроили у себя деревянную церковь во имя Успения Божией Матери с приделом во имя преподобного Ефрема Сирина. Первый раз Иоанн побывал во Флорищах до пострига, когда услышал рассказ клирика Василия о пустыни, решил сам ее увидеть. В глухом лесу Иоанн увидел две кельи и четырех подвижников: Мефодия, Варлаама, Мекандра и Иону. Старшим был схимонах Мефодий, который пришел первым в эти места и положил начало будущему монастырю.
Старец Мефодий разглядел в юноше смирение, кротость, оценил его одаренность и знание Священного Писания. Наделенный прозорливостью, он еще только в начале строительства первой церкви отвечал любопытным: «Господу угодно прославить это святое место, собрать здесь многочисленную братию и спасти». И умолкали пришельцы, поскольку явственно слышали необычный, величественный звон колоколов над Флорищевой горой в подтверждение пророчества старца. Второй раз Иоанн встретил схимонаха в Москве, куда оба приезжали по делам, и при встрече постриженный в сан иеродиакона Иларион (в миру Иоанн) опять пообещал иноку Мефодию прийти к ним в пустынь.

Завершив, что было поручено Илариону епископом Павлом, попавшим за защиту старообрядчества в опалу и сосланным в новгородские пределы, Иларион 3 сентября 1653 года пришел во Флорищеву пустынь. Приближаясь не к обители, услышал иеродиакон Иларион дивный, необычный звон колоколов и увидел он мысленным взором великое здание храма, но когда оказался на месте, то ничего этого не было. Старец Мефодий с братией принял его с радостью, и вскоре схимонах и Иларион отправились в Москву к патриарху Никону. 22 мая 1654 года Иларион был рукоположен в сан иеромонаха. Теперь во Флорищевой пустыни ежедневно стала совершаться Божественная литургия в выстроенной деревянной церкви во имя Успения Богородицы. В этом же году в России началась эпидемия чумы, которая не миновала и пустыни.
Схоронив всех братьев, Иларион остался один и стал сильно горевать, искушения нападали яростно, и он, несмортря на заповедь схимонаха Мефодия не покидать пустынь, ушел из нее за реку Оку, сделал шалаш и стал жить, молясь Богу, чтобы дал ему человека, с которым он смог бы вернуться обратно обратно в обитель, ставшей родной.

После многих бед, пожара и лишений Иларион встретил в Гороховце Иону, который незадолго до поветрия ушел из пустыни. Встретившись, как из мертвых восставшие, заплакали они, обнялись от радости и вместе вернулись в осиротевшую было обитель. Слухами земля полнится, и стали идти к ним на богомолье люди, пробираясь сквозь леса и болота. 18 мостов построил Иларион с братией в разные стороны, чтобы не плутали люди, ищущие Бога и смысла жизни. Дошли слухи и до царя…

В то время в Москве в Патриаршей богадельне на Куличках по действу чародея поселилась нечистая сила, не дающая жить обитателям богадельни. Царь убедил Илариона совершить доброе дело по изгнанию беса. Десять недель прожил настоятель пустыни в той богадельне, но освободил ее от духов злобы. С той поры и началось знакомство семьи царей и инока…

В 1676 году царь Алексей Михайлович умер, трон перешел к старшему сыну Федору, которому было всего 14 лет. Первая встреча царя и иеромонаха Илариона произошла, когда Иларион был в Москве, и царь решил побеседовать с ним. «Бога ради, отче, не оставляй меня», – попросил после беседы юный царь. В Москве устроено было подворье Флорищевой пустыни, монастырю были пожалованы царем земли, лесные угодья, мельница, соляные варницы…

В 1677 году Федор Алексеевич и сам пожаловал в обитель, подивился суровым условиям жизни монахов и, повелев построить каменный храм, дал много серебра на его возведение. Успенский собор был построен в 1681 году и освящен митрополитом Смоленским Симоном в присутствии царя и его семейства. Благорасположение царя, благочестивая духовная жизнь в обители сделали свое дело: монастырь стал известен и богат, а царь назначил Илариона митрополитом Суздальским. Он уже не живет во Флорищах, но все строительство идет под его руководством, и построены: Троицкая церковь в 1684 году, колокольня, надвратная церковь Петра и Павла, церковь Зосимы и Савватия.

К 1917 году пустынь называют второй Троице-Сергиевой лаврой, поскольку любил Иларион особо странноприимство и кормил всех приходящих даже в самые голодные времена. После кончины его в келье нашли несколько «полушек», так как все деньги раздавал он нуждающимся. В 1923 году монастырь закрыли. Церковная жизнь возобновилась в нем с 1992 года, когда община верующих своими усилиями сделала ремонт в надворной церкви. В 2005 году Священный Синод благословил вновь открыть монастырь, назначив иеромонаха Варнаву игуменом обители. Сейчас здесь живут восемь монахов и три послушника.

По словам монаха-экскурсовода, надвратный храм, расписанный художниками мастерской «Традиция» в стиле греческих мастеров XII века, является их любимым храмом, потому что он небольшой, в нем малолюдно и спокойно. Идут здесь обычно будничные и вечерние
службы. Первая литургия в нем совершилась в 1994 году. В 2016 году в монастырь вернулась 200-летняя икона «Благословение детей», которую с 1970-х годов хранил военнослужащий Б.В. Селиванов, пока он не решил вернуть образ в храм.

Летопись сохранила о схимонахе Мефодии следующую запись: «Сей муж свят житием, прозорлив и пророческого дара исполнен». Таким же был и митрополит Суздальский Иларион, а иначе не был бы он духовником царей, которые считали его идеалом церковного благочестия, умеющим распознать человека, проникая в его суть.

С легкой душой покидали мы обитель. Хочется верить, что открыл нам человек Божий скромный инок Иларион хоть частицу тайны спасения.
Святителю отче Иларионе, моли Бога о нас!

О. МУХИНА
Фото автора






Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.