Газета Рабочая Балахна > Православие > Три Спаса Распечатать

Три Спаса


13:15 19.08.2023. http://Рабочая-Балахна.РФ

Преобразился днесь Ты на горе, Христе,
И славу там Твои ученики узрели,
Дабы, когда Тебя увидят на кресте,
Страданье вольное Твое уразумели
И проповедали вселенной до конца,
Что Ты – сияние Отца.

Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский

В августе три праздника, называемые в народе «Три Спаса». Первый – медовый – открывает Успенский пост, и отмечался он 14 августа. В этот день в храмах выносится из алтаря украшенный цветами крест и устанавливается на аналое.

Празднество было установлено в 1168 году Константинопольским патриархом Лукой и Киевским митрополитом Константином в память знамения от честных икон во время победы царя Мануила над сарацинами, а святого благоверного князя Андрея Боголюбского - над язычниками, обитавшими в низовьях Волги. Произошло это в 1164 году. В один день совершались эти две битвы, а после сражения в станах русских и греков наблюдалось дивное зрелище – от находившихся в войсках святых икон исходили лучи и осеняли полки (у русских – от Владимирской иконы Богородицы, у греков – от иконы Спасителя). Греческий царь и русский князь обменялись посланиями об одержанных победах и о дивном знамении. В благодарность о даровании победы и был учрежден праздник поклонения Честному Кресту Христову с торжественной службой Всемилостивому Спасу, на которой совершается освящение воды и последующее освящение меда.

Второй Спас – яблочный – отмечается 19 августа в праздник Преображения.

В слове на Преображение Господне в Тверском кафедральном соборе в 1820 году святитель Филарет сказал: «У Иисуса в прямом и непосредственном намерении было не преображение, но просто молитва: «взыде на гору помолитеся». Предметом сея молитвы Спасителевой долженствовало быть приготовление Себя и учеников к приближающемуся страданию и крестной смерти, о чем Он незадолго пред сим открылся ученикам и о чем в самое время Преображения беседовали Моисей и Илия. Как же среди молитвы о страдании открылась слава? Дух молитвы, сливаясь с Духом Божиим, исполнил светом душу Иисусову; прошел в область внутреннего мира – и привлек оттоле Моисея и Илию; достиг самых недр Отца Небесного – и подвигнул любовь Его к торжественному свидетельству о возлюбленном: «Сей есть Сын мой возлюбленный». (Мф. 17-5).

О, чудо молитвы, единым действием объемлющей небо и землю, и самое Божество! Да не скажет кто, что сей пример молитвы до нас не относится, как дело Богочеловека. Он относится и до нас, христиан: ибо в нас тоже, хотя не в той же степени, должно совершаться, что и во Христе. Время, наконец, спросить, отчего же многие молитвы остаются без действия? Молись, христианин, от всея силы души твоея, молитвою благою и чистою, а если сего не приобретаешь в себе, молись о самой молитве, и ты молитвою приобретешь сперва молитву истинную и действительную, потом сия все победит с тобою, и все тебе обрящет, возведет тебя на Фавор, или в тебе откроет Фавор; низведет небо в душу твою, и душу твою вознесет на Небо. Аминь».

Со времен апостольских (третье и четвертое апостольские правила) Церковью установлено освящение созревших плодов с произнесением при этом особой молитвы, которая молит Господа, чтобы Он вкушающим плоды даровал освящение души вместе с освящением тела, чтобы хранил жизнь их в покое и радости… И поет церковный хор праздничные слова канона: «…Ты, осиявший их Своим светом, просвети души наши». «Их» – это ученики Христа, ставшие свидетелями Божественного преображения Его – Петр, Иаков и Иоанн. По завершении службы участники праздника – прихожане - будут подходить к священнику для окропления святой водой яблок и себя, конечно.

А 29 августа третий Спас – ореховый. Он отмечается в день праздника образа «Спас Нерукотворный». «Иконы богозданной», как поется в службе праздника. Христианские источники сохранили предание об эдесском царе с именем Авгарь, заказавшем портрет Иисуса. Посланный никак не мог сделать желаемого изображения, так как Учитель был постоянно окружен людьми. Узнав о проблеме следовавшего за Христом эдессита Спаситель поступил просто: Он умылся ключевой водой, приложил к лицу полотенце (убрус), и на нем отпечатался Его лик.

Этот убрус был послан Авгарю в Эдессу. Больной царь исцелился, приказал укрепить священное полотно на кипарисовой доске и поместить в нише надвратной городской башни. С этого времени Моисеев закон, запрещающий человеческие образы, теряет смысл, и иконы Христовы становятся неопровержимыми свидетельствами Боговоплощения.

К празднику Спаса Нерукотворного поспевает в Средней России лесной орех… Сохранилось прижизненное описание внешности Иисуса Христа – так называемое «донесение Лентула римскому сенатору», в нем явственно проступают сохраненные благодарной памятью первых поколений христиан черты живого Иисуса. «Волосы Его цвета ореха созрелого, без блеска и гладки до ушей, а от ушей до плеч и ниже кудрявы и блестящи. Чело гладкое и чистое, нос и уста правильны, бороду имеет такого же цвета, как и волосы на голове. Его взгляд тих, величественен и приятен; глаза небесного цвета, проникающие в душу».

Он ласков и любезен, когда учит и увещевает; строг и страшен, когда обличает. Мы не зря говорим, пытаясь выразить идею стойкости и постоянства: «Крепкий орешек». Спас Нерукотворный неизменно со времен Дмитрия Донского изображен на наших русских воинских знаменах. Он – в нашем сердце. Тот самый «орешек», который живет в нас и не сдается.



О. МУХИНА

Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.