Газета Рабочая Балахна > Интервью > Важно развитие ребенка Распечатать

Важно развитие ребенка


10:01 4.10.2019. http://Рабочая-Балахна.РФ
Л. ЧИСТЯКОВА
Фото А. ИЛЬИНОЙ



Липовской школе в этом году исполняется 115 лет, это одна из старейших школ района. И 50 лет исполняется зданию, в котором она в настоящее время расположена. Отличным подарком школе в год ее двойного юбилея стало известие о том, что учителю начальных классов Наталье Викторовне МОЛДАВАНЦЕВОЙ присужден федеральный грант приоритетного национального проекта «Образование». Это очень большой успех. Накануне Дня учителя мы встретились с Натальей Викторовной, чтобы поздравить ее и узнать о ее работе.

Наша справка

Н.В. Молдаванцева родилась в Правдинске, окончила школу №14. В Городецком педагогическом училище получила специальность учителя начальных классов, затем в Нижегородском педагогическом институте – высшее образование и диплом по специальности учителя русского языка и литературы. С самого начала своей трудовой деятельности, с 1992 года, работает в Липовской школе.

– Наталья Викторовна, в этом году вы «классная мама» в третьем классе, а значит, уже хорошо знаете детей и их родителей и у вас полное взаимопонимание?
– Я иногда шучу, что я уже не классная мама, а классная бабушка. У меня учатся дети моих учеников. Это большой плюс сельской школы, что, живя в едином поселении, конечно, мы знаем друг друга. В нашей школе сохраняется домашняя и какая-то семейная атмосфера. Жители поселка, когда у них ребенок только еще родится, высчитывают, к кому из учителей он пойдет в первый класс, потому что коллектив у нас сложившийся, устоявшийся. И когда родители отдают своих детей своим же учителям, испытывают большую радость.

– За победу в конкурсе приоритетного национального проекта «Образование» вы отмечены федеральным грантом. Примите наши поздравления! Грант присуждается за какую-то конкретную работу?
– Нет, это не так. Учителя представляют свой опыт за прошедшие три года. При подведении итогов учитывается квалификация педагога, его самообразование (курсовая подготовка), успеваемость детей и их участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня – районного, областного, федерального. Критериев много. Также учитывается участие педагога в конкурсах таких же уровней. У меня было несколько побед во всероссийских конкурсах, возможно, это сыграло роль.

– В каких, например, конкурсах?
– Я была победителем конкурса «Серафимовский учитель». Дважды мы с коллегами участвовали и побеждали в конкурсе «За нравственный подвиг учителя», была победа в международном конкурсе «Православная инициатива». На полученные по гранту деньги мы создали школьный музей.
В нашей школе за все 115 лет ее существования никогда не было музея. Но материал педагоги – наши предшественники – собирали, чтобы оставить нам крупицы той старой школы, которая была. Они были люди творческие, о музее мечтали, но долгие годы собранный ими материал об истории школы хранился в коробках на шкафах.

– Вы возглавляете районное методическое объединение учителей, ответственных за духовно-нравственное воспитание детей. Но разве не каждый учитель отвечает за это воспитание детей? В чем особенность вашего методического объединения?
– Вы правильно сказали, что отвечает каждый, но загруженность учителей и нагрузка учебная такая, что иногда это отводит воспитание немного в сторону. Поэтому задача нашего методического объединения: привнести в каждую школу какое-то новое веяние, новую идею, глоток свежего воздуха, что-то интересное, зажигающее. Чтобы педагог мог встрепенуться от этого и поучаствовать с детьми в конкурсах по духовно-нравственному воспитанию, организовать поездки, походы с детьми. У нас, учителей, работа такая, что какую тему ни возьмешь, она связана с духовно-нравственным воспитанием: будь то экология, краеведение, история и т.д. Сама стараюсь поучаствовать в каком-то новшестве, пройти его, а потом уже рассказываю коллегам.

– Вы издали книгу «Как живешь, первоклассник?». Очень хорошее издание. Как вы ее задумали?
– Совершенно случайно на сайте лагеря «Артек» я увидела этот проект. Они издавали книги о детях, которые отдыхали в лагерных сменах. И, так как этот проект удался, они решили расширить его, приобщить школы России и приглашали к сотрудничеству. Я туда обратилась, чтобы поучаствовать в этом проекте. Так как у меня был первый класс, решила, почему бы не рассказать о первом классе? Мало кто из своего детства это хорошо помнит. Но «первый раз в первый класс» – не только для ребенка, но и для его родителей, для бабушек и дедушек важное событие.

И мы рассказали о подготовке к первому классу, о нашей жизни, о буднях в первом классе, о друзьях, об увлечениях, об участии в конкурсах, фестивалях и праздниках, о мечтах. И получилась такая книга, которая предназначена и для детей, и для взрослых, которых мы приглашаем погрузиться в детство, вспомнить своего первого учителя, свои первые школьные переживания.

– Кто писал тексты?
– Работали в тесном сотрудничестве дети, родители и я как учитель. Начали по окончании первого класса, летом, в каникулы. Участвовали все с огромным удовольствием. Каждый ребенок рассказывал о том, как он пошел в школу, как все было необычно, все казалось таким огромным и неизведанным. Родители по электронной почте по кусочкам высылали мне вот этот «детский лепет». И все это копилось, я потом постепенно обрабатывала всю информацию, составляла содержание книги. Каждую главу начинаю я, рассказываю немножко, например, о том, трудно ли учиться в первом классе. Потом дети свое мнение высказывают, потом я подвожу итог. Когда закончился проект, мне родители говорили, что уже скучают, и хочется опять что-то мне прислать, какие-то словечки и высказывания детей.

– В главе «О чем я мечтаю» ваши первоклассники рассказали, как они представляют, что их ожидает в будущем, кем они хотят стать. И кем же? Кто-то хочет стать учителем?
– Кто-то – водителем автобуса, слесарем, как папа, ветврачом, потому что любит животных. Желание стать учителем – это, вероятно, еще в будущем.

– Действительно, трудно начинать учиться? Что вы, как учитель, делаете для того, чтобы ребенок не разочаровался в учебе?
– Конечно, со стороны взрослых людей, пятиклассников или одиннадцатиклассников, первый класс – проще пареной репы, но если посмотреть на это событие глазами дошколят, которые только что окончили детский сад, для них обучение в первом классе – это большой труд. Не отступая от учебной программы, проводя все предметы, я все-таки делаю ставку в своей работе на то, чтобы в школе была не только учеба. И родителям говорю, что школа должна для ребенка стать не только местом, где нужно грызть гранит науки, но и где нужно дружить, общаться, ходить в походы, ездить на различные экскурсии, в разные города. Например, побывать в Москве. Участвовать в различных олимпиадах. Не факт, что мы везде побеждаем, и у нас все получается на ура, на пять с плюсом, но даже само участие – это большое дело. Когда ребенок и учится, и просто живет в школе, общение с детством у него ни на минуту не прекращается. И общение с друзьями, и общение с учителями, которые их любят, и помощь родителей, которые хотят, чтобы дети везде попробовали свои силы. Настрой на это родителей дает хороший результат.

– Что вы посоветуете родителям первоклассников?
– Ребенок в первом классе не должен почувствовать резкой границы перехода к школьной жизни, этот переход должен быть постепенным. Чтобы детство продолжалось интересное, увлекательное, познавательное, но оно должно проходить уже в самой школе, с новыми людьми – учителями.

– Насколько важно научить будущих первоклассников читать и писать? Или в первом классе можно научиться всему и сразу?
– Важно развитие ребенка. Даже если, придя в первый класс, он не умеет читать, мы его обязательно научим в школе, у него все получится. Но чем шире кругозор ребенка, чем больше он знает, чем лучше у него развита речь, тем успешнее он будет учиться. Нужно, чтобы он умел крепко ручку держать, чтобы он знал, что такое тетрадь, чтобы он умел слушать, высказывать свои мысли и не боялся задать вопрос. Общее развитие ребенка важнее умения читать и писать. Когда ребенку много читают и с ним общаются, ему самому хочется вступать в разговор. Когда родители интересуются его проблемами, ему хочется ими поделиться. У нас, например, утро начинается с того, что дети делятся со мной своими новостями, задают свои детские вопросы. Дети любят общаться.

– В этом году в школы и детские сады пришли молодые специалисты. Для них, как для первоклашек, все впервые и вновь. Как опытный педагог, какое напутствие вы можете дать?
– Во-первых, я хочу сказать им «Браво!» – уже большое дело, что они выбрали этот путь. Во все времена учитель был бессребреником, как ни крути, ведь основная его задача не деньги заработать, а передать свои знания. Мой совет: не бояться пробовать свои силы во всех направлениях. Иногда нам кажется – это не моя стезя, я не смогу с этим справиться, а когда окунешься и попробуешь, понимаешь: это интересно и мне, и родителям, и детям. Не надо бояться новшеств.

И обязательно искать наставников, которые могли бы подсказать, научить, указать правильный путь и вовремя дать нужный совет. Ценить наставничество. Мне повезло в том, что наставников у меня было много, начиная со школьной скамьи, продолжая учебными заведениями, заканчивая местом работы. У меня была замечательная первая учительница Зинаида Васильевна Панина, я выбрала профессию по ее примеру. Работаю в школе уже 28 лет и считаю, что наставничество до сих пор полезно. Так, когда мы издавали книгу, я обратилась к учителю русского языка и литературы, отличнику народного просвещения Нине Александровне Костериной – ветерану нашей Липовской школы, проработавшей здесь всю жизнь. Для меня очень важно мнение педагогов старшего поколения.

– Спасибо за интересную беседу.

Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.