Газета Рабочая Балахна > Земляки > Солдаты Победы. Война штурмана Щурова Распечатать

Солдаты Победы. Война штурмана Щурова


10:00 12.05.2019. http://Рабочая-Балахна.РФ


Два ордена Ленина, орден Красного Знамени, орден Отечественной войны, два ордена Красной Звезды... Таков список боевых наград летчика–большекозинца, штурмана дальней авиации Николая Ивановича Щурова.

Разбирая документы – наградные листы, вижу скупые строчки биографии: 1921 года рождения, в Красной армии с 1939 года, штурман дальней авиации, звена 30 гвардейского бомбардировочного авиационного Смоленского Краснознаменного полка.
В одной из характеристик, скрепленной с представлением к награде, содержатся такие слова: «Летал в сложных условиях, отыскивая заданную цель и предпринимая противозенитный маневр, точно поражая цель, проводя бомбометание. За время работы в системе АДД летал на уничтожение материальной части самолетов противника на аэродромах Гривочки, Орел, Сеща, Опоуфьево, Орша, на уничтожение живой силы и техники на железнодорожных станциях Жуковка, Дно, Рославль, Брянск, Смоленск, Витебск, Гомель. При совершенных им боевых вылетах в результате точного поражения целей возникло около 180 пожаров разных размеров. Один боевой успешно выполненный вылет произвел на полный радиус действия самолета Ил-4 в глубокий тыл противника по железнодорожному узлу Гродно. Создал при этом два больших очага пожара, которые сопровождались сильными взрывами».
В других характеристиках содержатся указания на то, что Н.И. Щуров летал на самолете Ил-4 в составе экипажа летчика Героя Советского Союза гвардии капитана Иконникова, а также в составе экипажа Героя Советского Союза майора Иванова. Вылеты совершались как на советскую территорию, временно оккупированную врагом (бомбили мосты, склады боеприпасов и горючего, штабные здания, аэродромы и т.д.), так и на собственную территорию противника.
Так, 26 июля 1944 года бомбили Тильзит, 14 сентября – Будапешт, 15 сентября – Лебрецен, 13 октября – порт Мемель и т.д. А за точность бомбометания отвечал именно штурман Николай Щуров. В его задачу входило рассчитать высоту и скорость бомбометания, определить точку сброса и при этом одновременно собрать данные о скорости, направлении ветра, сносе машины, об облаках, воздушных потоках и многом другом. Без этого точных попаданий не будет.
При этом практически каждый вылет был сопряжен с риском быть сбитыми. Бомбы сбрасывали под аккомпанемент выстрелов многочисленных зенитных орудий и зенитных пулеметов. И после каждого полета считали многочисленные пробоины в крыльях и фюзеляже.
Об эффективности операций авиации дальнего действия, которая подчинялась непосредственно Верховному главнокомандующему, т.е. И.В. Сталину, также говорят такие факты.
В первой половине 1943 года одной из главных задач для АДД была поставлена боевая работа по срыву железнодорожных перевозок войск и техники противника, а также нарушение снабжения войск, находящихся на фронте. В ночь на 5 мая 1943 года более ста самолетов произвели налет на железнодорожный узел Минск и на скопление войск и техники, а также на штабы и склады, расположенные в городе. На железнодорожном узле были разрушены товарные и пассажирские станции, паровозное депо, подвесной железнодорожный мост, электростанция. Разбито 30 эшелонов с живой силой, боеприпасами и техникой, 20 цистерн с горючим, 9 паровозов, сожжен склад с боеприпасами. Движение по железной дороге было прервано на трое суток. В Минске разрушено здание театра оперы и балета, где размещался штаб авиачасти и хранились конфискованные ценности, казармы, где уничтожено до 200 человек летного состава, здания ремонтных мастерских, а также гараж, где уничтожено около 300 автомашин, разрушена электростанция, радиостанция, корпуса клинического городка. Бомбежка вызвала среди немцев панику.
Результатом массированных налетов на железнодорожный узел Орша, совершенных в ночь с 4 на 5 мая 1943 года, стало уничтожение шести эшелонов с военной техникой, разрушено два железнодорожных моста. На центральном вокзале уничтожено четыре эшелона с боеприпасами и военным имуществом. После бомбежки находившиеся на станции снаряды рвались в течение трех суток. Из двух лагерей военнопленных во время бомбежки разбежалось до 4500 человек.
Непосредственно экипаж Иконникова нанес точный удар по важной цели, разведанной белорусскими партизанами: общежитию немецких военных летчиков на окраине Орши, рядом с крупным аэродромом. Удачным попаданием мощной фугаски было разнесено вдребезги здание вместе с летным составом.
Наиболее интенсивным и массированным ударам подвергались крупные железнодорожные узлы и станции на магистрали Брест – Брянск – Орел. Эта магистраль была необходима немцам для организации и проведения их главной в 1943 году наступательной операции на Курской дуге.
Благодаря массированным налетам больших групп самолетов на железнодорожном узле Гомель было уничтожено более 40 эшелонов с боеприпасами, войсками, горючим и снаряжением. Разбито и уничтожено 60 складов в интендантском городке, взорван крупный пороховой склад, разбит паровозовагоностроительный завод. В городе разрушены шесть казарм с немцами, отдельный дом, где уничтожено до 300 немцев, разбиты два склада с боеприпасами, нефтехранилищами, бензосклад, продовольственный склад, большое бомбоубежище с немцами, военная комендатура, уничтожен артиллерийский склад, который горел в течение шести дней, разбиты два немецких штаба. Много бомб упало в район, где было сосредоточено более 100 танков, значительное количество их уничтожено, а из числа экипажей убиты до 150 человек. Движение по железной дороге Гомель – Новозыбков в апреле было приостановлено.
Это был мощный удар по немецким армиям. И в последующих их поражениях на Курской дуге, в ходе Белорусской, Корсунь-Шевченковской и других операциях есть немалый вклад авиации дальнего действия.
В отставку Николай Иванович вышел в 1956 голу в звании майора и жил в Таллине, работая на производственном объединении радиоэлектронной техники. А в 1982 году сотрудник местного военкомата разыскал самую первую боевую награду Н.И. Щурова – орден Красной Звезды, которого летчик был удостоен в сентябре 1942 года, но награду так и не получил.
Это была награда за серию удачных ночных боевых операций по бомбардировке железнодорожных узлов. Под интенсивным огнем зенитной артиллерии в сложных метеоусловиях штурман младший лейтенант Щуров провел бомбометание на станциях Авдеевка, Красноармейское, Ясиноватая и других. Результатом стали пожары и многочисленные взрывы, повреждение железнодорожного полотна.
Высокую награду ветерану вручил военный комиссар Эстонской республики генерал-майор Р. Киудмаа. Статья об этом была опубликована в газете «Красная Звезда».

В. КАЗАКОВ, п. Б. Козино
Фото из архива племянницы Н.И. Щурова Н.Е. Платоновой



Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.