Газета Рабочая Балахна > Образование > Искусство говорить Распечатать

Искусство говорить


18:00 17.11.2018. http://Рабочая-Балахна.РФ
Педагоги бьют тревогу: растет число детей с нарушениями в развитии речи.

Накануне профессионального праздника специалистов по исправлению нарушений речи мы побывали в детском саду №21 (мкр. Правдинск) и побеседовали с представителями этой набирающей популярность профессии – Н.Е. Стельмашонок, О.А. Авдашовой, О.В. Каюшкиной.

Так получилось, что впервые о логопедах «РБ» писала в 2002г. Причем наши журналисты рассказывали об этой сложной и интересной работе именно на примере детского сада №21. В начале 2000-х он был одним из лучших, где логопедическая помощь дошкольникам была поставлена на высокий уровень. Кто-то скажет, что это неудивительно, ведь и квалифицированных специалистов тогда в районе было немного. Но и сейчас, спустя 16 лет, когда в каждом детском саду есть свой логопед, созданы логопедические группы или логопункт, а значит логопедическая сеть района значительно расширилась, детский сад №21 по-прежнему остается в этой сфере на лидирующих позициях. А все благодаря опыту и большой заинтересованности в результатах своего труда наших уважаемых логопедов. Они делятся опытом не только на методических семинарах района, но и на страницах нашей «РБ».

Наибольший стаж работы логопедом – 24 года – у Н.Е. Стельмашонок. С детским садом №21 у нее особые отношения. Сюда Наталью Евгеньевну в детстве приводила мама Валентина Георгиевна Нохрина, работавшая четверть века воспитателем этого дошкольного учреждения.

Когда в 1994г. Наталья Евгеньевна пришла работать в родной детский сад, логопедических групп в Балахнинском районе было очень мало, но с годами потребность в таких специалистах росла, детей с нарушениями речи становилось все больше. Сейчас в детском саду №21 две логопедические группы, в каждой по 17-18 малышей от 5 до 7 лет. В наступившем учебном году Н.Е. Стельмашонок набрала в свою группу пятилетних ребятишек, с ними она будет заниматься два года, до выпуска в школу.

Второй год ведет малышей другой логопедической группы О.А. Авдашова. Сейчас ее воспитанникам по шесть лет. Несмотря на свою молодость, за восемь лет работы логопедом Ольга Алексеевна приобрела богатый опыт в своей сфере, говорит, что благодаря наставнику Н.Е. Стельмашонок. Недавно Ольга Алексеевна защитилась на высшую квалификационную категорию.

О.В. Каюшкина руководит логопунктом, работает с дошкольниками второй год, но у нее уже есть хорошие результаты. Двадцать лет назад после окончания Нижегородского педагогического университета она, тоже бывшая выпускница детского сада №21, стала работать в родном учреждении воспитателем, последние пять лет трудится старшим воспитателем. Наблюдая за работой логопедов, заинтересовалась ею и прошла специальную подготовку. Оксана Владимировна исправляет речевые нарушения у детей в возрасте от пяти до семи лет.

Детей в свои группы логопеды набирают ежегодно. На 17 мест нуждающихся почти в три раза больше. Только осенью 2017г. педагоги среди почти 70 детей среднего дошкольного возраста выявили лишь двоих (!) с чистой речью. У подавляющего большинства речевые нарушения разной степени выраженности, причем не только в произношении звуков. Есть отклонения в грамматическом строе фразы, согласовании предлогов со словами, связной речи.

Причин этому много. Главная из них, считают педагоги, – родители мало внимания уделяют детям. Приходя с работы домой, они включают детям компьютер или телевизор, тем самым высвобождая себе время для личных дел. Дети очень много времени проводят дома, а не в подвижных играх с ровесниками на улице. А ведь речь зависит от общей моторики. Многие ребята не умеют подбрасывать и ловить мяч, отбивать его.

Речь также связана с мелкой моторикой движений. Малыши не могут собрать и разобрать матрешку, пирамидку, построить что-либо из кубиков. Этих игрушек дома нет. Дети не могут показать пальцами «козу» или «зайца», что кажется взрослым самым элементарным. В 2,5 года, поступая в детский сад, малыши не умеют говорить, они все показывают жестами, так как дома взрослые не проговаривают совместно с ребенком слова, а выполняют его желания по жестам или сюсюкают с ним.

В детском саду детей обучают не только правильной речи, но и игре. Здесь есть традиционные для наших бабушек и дедушек развивающие и обучающие игрушки и современные мультимедийные образовательные игры. Несколько вариантов последних логопеды нам продемонстрировали – малыши подставляли пропущенные буквы в слова и неплохо справлялись с заданием.

Используется также гимнастика для пальчиков, артикуляционная и дыхательная гимнастика. Современных детей трудно чем-либо удивить, приходится разрабатывать новые приемы совершенствования речи.

Наталья Евгеньевна Стельмашонок признается: «Логопед работает с детьми четыре часа в день, но за это время речевой аппарат так устает, что потом сил уже не остается. Выкладываешься полностью. Случайный человек не сможет работать с детьми. Нужен особый подход и к детям, и к родителям, и к воспитателям, чтобы всем было все понятно».

Ее мысль продолжает Ольга Алексеевна Авдашова: «Взаимодействуем в комплексе. Одним логопедам не справиться. Воспитатели закрепляют пройденный материал. Музыкальный работник, инструктор по физкультуре, психолог тоже работают с нашими детьми, нацеливают на развитие речи. Даем рекомендации родителям, как заниматься дома. И все для того, чтобы каждый ребенок расцвел, как цветок».

Воспитанники логопедических групп участвуют в конкурсах. В прошлом году на интернет-конкурс было отправлено 15 видеозаписей с детьми Н.Е. Стельмашонок, читающими стихи. Все малыши захотели участвовать, и всем пришли грамоты. А Наталья Евгеньевна получила сертификат за хорошую речевую подготовку воспитанников.

На прощание с журналистами «РБ» специалисты дали советы родителям. По достижении ребенком пяти лет всем родителям рекомендуется проверить произношение им звуков у логопеда. Некоторые нарушения в развитии речи способны заметить только специалисты. Не надо идти на поводу у трехлетнего ребенка, не сюсюкайте с ним, а называйте вещи полными словами. Даже если малыш не говорит, с ним надо общаться как со взрослым, читать на ночь сказки, включать аудио- и видеозаписи, где артисты читают детские произведения и исполняют песни. Необходимо больше задавать вопросов ребенку, а не только отвечать на них.





Н. ГОРБУНОВА
Фото П. ЗЮЗИНА

Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.