Газета Рабочая Балахна > Земляки > Хобби – проверка тетрадей Распечатать

Хобби – проверка тетрадей


19:00 5.10.2018. http://Рабочая-Балахна.РФ
Накануне профессионального праздника мы встретились с учителем русского языка и литературы школы №14 Натальей Всеволодовной ЛОМОНОСОВОЙ и попросили поделиться опытом, как добиться успеха в обучении школьников, и рассказать о себе.



– Наталья Всеволодовна, у вас такая громкая фамилия. А люди с громкой фамилией не остаются незамеченными, на них обращают внимание. Вам это помогало в жизни, или, наоборот, заранее у людей повышенные ожидания – и надо им соответствовать?

– Не знаю, как-то не задумывалась. Но, возможно, что-то в этом есть.

– Ваши выпускники в этом году показали самые высокие результаты на ЕГЭ по русскому языку. Одиннадцать из них набрали более чем по 90 баллов. В чем секрет, как вам удалось этого добиться?

– У меня было два одиннадцатых класса, 44 выпускника. Более 90 баллов набрал каждый четвертый. Надо сказать, что мой предыдущий выпуск сдал не со столь высокими результатами, но у одиннадцатиклассников не было ни одной тройки, только четверки и пятерки. И в девятом классе итог ОГЭ такой – из 29 детей 23 получили пятерки и 6 четверки.

Дело в том, что одним из приоритетов подготовки к ЕГЭ я считаю работу с сочинением, и уделяю этому много времени. Когда ЕГЭ были введены в средней школе, я два года ездила в Нижний Новгород и проверяла работы выпускников, училась, что требуется для таких работ, и теперь я передаю это ученикам. В последней четверти перед ЕГЭ пишем работы каждую неделю. Я проверяю, и мы обсуждаем.

Кстати, в этом году мне дали пятый класс, и по литературе мы сразу стали… готовиться к ЕГЭ! Почему? В будущем все пригодится. Например, есть такие тексты, где рассказывается о влиянии войны на детей. Ребята летом прочитали повесть «Сын полка», и уже писали отзыв на тему «Дети и война». Я им объяснила: потом вы уже не прочитаете это произведение, а в вашей тетрадочке это размышление сохранится.

– То есть, основной упор в подготовке к итоговой аттестации – на сочинение?

– Тесты, в основном, все выпускники выполняют хорошо. К тестам можно подготовить, как говорится, «натаскать». А сочинение – гораздо сложнее. У меня накоплено очень много всяких текстов, и мы с детьми разбираем их, чтобы уметь понять и передать суть. Так, например, на ЕГЭ по русскому был очень сложный текст, который представляет полемику Пушкина и Белинского по поводу Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума». Текст трудный, но ребята поняли, какая проблема там обсуждается: спор был о том, какими чертами должен обладать умный человек.

– А какими качествами должен обладать хороший педагог?

– На первом месте любовь к детям и любовь к своему предмету. И еще, что я сегодня считаю особенно важным, учитель должен быть патриотом и уметь передать чувство патриотизма детям. Настоящий учитель – яркий, интересный человек, умеющий увлечь учеников. И опыт имеет большое значение. Проработав в школе 40 лет, я с полной уверенностью говорю об этом. Не пользуюсь на уроках никакими записями, никогда не читаю, только рассказываю, глядя в глаза детей.

– Как вы выбрали профессию педагога?

– Я очень любила свою учительницу Зою Ивановну Лысову в школе имени Ленина, которая любовь к этой профессии передала мне, вспоминаю ее добрым словом, это было заслугой учителя. И моя мама Людмила Александровна Бузина тоже преподавала русский язык и литературу. Она долго работала, более 50 лет, и ушла на пенсию, когда ей было уже за 70. У меня сестра – учитель английского языка, другая сестра, которая живет в Арзамасе, преподает русский язык. Мы все учителя. С детства я четко знала, что буду педагогом. В школе со второго класса была председателем совета отряда, потом комсоргом, изначально готовилась к этой работе.

– У вас никогда не было сомнений, какую профессию выбрать?

– У меня было сомнение, какой предмет выбрать, поскольку любила историю и литературу. Я понимала, что литература – это и проверка тетрадей. Но на сегодня я люблю этим заниматься. Когда спрашивают, какое у меня хобби, я говорю – проверка тетрадей.

– Работа учителя – очень трудная, можно сказать, круглосуточная.

– Совершенно верно. В прошлом учебном году мои одиннадцатые классы каждый четверг, когда у нас было по три урока, писали сочинение. В пятницу, в свой свободный день, я проверяла 44 тетради, чтобы в субботу утром принести уже проверенные. Мы сразу же разбирали эти работы. Я считаю, что нужно обсуждать сочинение, пока оно у детей в памяти, и придерживаюсь принципа: проверять любую работу к следующему уроку. Не люблю, когда на столе лежат пачки непроверенных тетрадей. Должна проверить их – утром, ночью, когда угодно.

– Как нас учили в университете, язык – это сложный знаковый механизм общения, к тому же саморазвивающийся. Вы в своей работе видите эти изменения? Сильно ли меняются в последние годы языковые нормы и правила?

– Нормы и правила – нет, но меняется отношение к родному языку, что важнее. Требования к грамотности школьников усиливаются. Вот сейчас мы апробацию проходили – все одиннадцатиклассники выполняли, по сути, олимпиадные задания для детей, которые одарены гуманитарными способностями и углубленно интересуются предметом. Очень важна сейчас и правильная постановка ударения. Раньше мы не всегда следили, как произносим слова, а сейчас даже замечаем те ошибки, которые допускает диктор по телевидению.

– По телевидению сейчас чего только не услышишь! Телеведущие – далеко не эталон. Времена дикторов с безупречной культурой речи – в прошлом.

– Да, но то, что прощается телеведущему, не простят школьнику на ЕГЭ. Там строгие требования.

– Ну, у вас следующий ЕГЭ еще не скоро, пока подрастут ваши пятиклашки…

– Как это? Следующий ЕГЭ – уже в этом учебном году, ведь у меня, кроме пятиклассников, снова выпускной, одиннадцатый, класс. Я «довожу» десятые и одиннадцатые классы.

– И каждый год у вас итоговая аттестация?

– Каждый год. Опыт накоплен, нужно его использовать.

– Кто-то из ваших выпускников выбрал профессию педагога?

– У меня много ребят оканчивают обучение по специальности «русский язык и литература» – в университете Лобачевского, в педагогическом университете. Три года назад один мальчик пошел на экономический факультет, но бросил и поступил на филологический. Как-то мои выпускницы при встрече мне рассказывали, что им очень нравится учиться в университете, нравится, как преподают зарубежную литературу, а вот русскую – не очень, преподаватели молодые. Так они при обсуждении в университете и заявили: «А наша Наталья Всеволодовна покруче русскую литературу преподает». Мне было приятно это услышать.

– Что вы пожелаете коллегам учителям и ученикам?

– Педагогам – в первую очередь здоровья, потому что наша профессия такая нервная, хороших учеников, благополучия и добра не только в школе, но и дома – это большое подспорье для учителя и поддержка. Детям – успехов в учебе и, конечно, в подготовке к экзаменам.

Л. ЧИСТЯКОВА
Фото А. ИЛЬИНОЙ
Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.