Газета Рабочая Балахна > Культура > Маленький Париж Распечатать

Маленький Париж


09:30 20.07.2018. http://Рабочая-Балахна.РФ


– Семенов – наш маленький Париж, – пели со сцены, устроенной на территории АО «Хохломская роспись». Так презентовали многочисленным гостям столицу знаменитой на весь мир золотой хохломы на Международном фестивале народных промыслов, прошедшем в Семенове уже в 15-й раз.

За что же столь высоко ценят этот малый провинциальный город его жители, где и населения всего 48 тысяч человек? Это уникальный культурный центр со своими особенностями, которые не встретишь нигде, хранитель российских народных и духовных традиций. И, прежде всего, это заметно в его бережно сохраняющейся исторической застройке.

Объезжая несколько прилегающих к центру улиц в поисках места для парковки нашего комфортабельного автобуса, мы, журналисты газеты «Рабочая Балахна» и учителя-ветераны, поражались ухоженности и чистоте территорий, украшению деревянных домов и газонов. Такой порядок встретишь не в каждом городе. А «маленький Париж» Семенов напоминает своей радиальной застройкой. Ее начало положила Екатерина Вторая, распорядившаяся при строительстве поселения проложить улицы от центральной площади прямыми лучами, как в европейской столице. Об этом нам рассказали в историко-художественном музее, самом старом из трех местных музеев, и показали макет города солнечной планировки с высоты птичьего полета. Но связь с французской столицей города из нижегородской глубинки на этом не исчерпывалась. О Париже мы услышали еще несколько раз.

В столице Франции побывал основатель музея Г.П. Матвеев. Григорий Петрович – художественный мастер, уроженец с. Ульяново Лукояновского уезда, создал музей в 1934г. По рекомендации А.М. Горького Григорий Петрович поступил в художественную мастерскую академика Л.Е. Дмитриева-Кавказского. В 1916г. губернским земством талантливый выпускник был направлен в Семенов для организации школы художественной обработки дерева. Георгий Петрович преподавал в школе рисунок и композицию, обучал учеников резьбе по дереву и старинным народным мотивам росписи, одновременно строил здание и оборудовал мастерские.

В 1917г. школа выпустила первую продукцию. А в 1925г. Г.П. Матвеев был награжден золотой медалью и дипломом международной выставки в Париже. Этот диплом, а также собранные мастером уникальные произведения народных умельцев, предметы старины стали первыми экспонатами музея.

Часть экспонатов тоже напоминает о Париже. Это резная мебель из ценных пород дерева работы французских мастеров, украшенная бронзовыми накладками и являющаяся частью интерьера купеческой гостиной. Ведь сам музей находится в доме купца-старообрядца Петра Петровича Шарыгина. Поначалу он назывался музеем кустарно-художественных изделий и располагался в двухэтажном деревянном доме судьи Жедринского, а затем переехал в двухэтажную купеческую усадьбу Шарыгиных постройки конца XIX века из красного кирпича с окнами арочного типа. Большинство предметов мебели, изготовленной не только французскими, но и русскими мастерами, собраны от разных владельцев.

Заинтересовали нас экспонаты, рассказывающие о кержаках. Так называли старообрядцев, селившихся в керженских лесах. Их портреты и виды скитов мы увидели на фотографиях нижегородского фотохудожника М. Дмитриева. Ценные сведения о занимаемой кержачами территории и их численности дают карты-схемы нижегородского заволжья.

Познакомились мы и с историей строительства железной дороги, начавшейся накануне Первой мировой войны в 1914г. в направлении Н. Новгород – Котельнич, открытие первого участка Толоконцево – Семенов состоялось в октябре 1917г.

С восторгом мы рассматривали знакомые с детства старинные и современные образцы токарной и столярной игрушки, игрушки из папье-маше, федосеевскую топорную игрушку. К сожалению, любимые нашими бабушками и дедушками елочки, пирамидки, машинки давно исчезли из магазинов. Известные в Семеновском уезде с XVII века игрушки едва не исчезли совсем. Их буквально подобрали сотрудники музея из развалившегося токарного цеха. Удивлялись мы и богатой коллекции деревянных ложек, каждая из которых имеет свое назначение. Не зря Семенов называли ложкарной столицей России.

Восхищение вызвали лучшие образцы резьбы по дереву талантливых мастеров-резчиков — Д.Н. Мазина, И.Т. Абрамова, Л.П. Левина и других. Изделия местных мастеров приобрели мировую известность, в том числе и во Франции.

О Париже мы снова услышали от экскурсовода в «Литературном» зале музея, посвященном жизни и творчеству поэта Б.П. Корнилова. В экспозиции представлены подлинные вещи из дома семьи Корниловых, ценные документы, фотоматериалы и книги. Зал рассказывает о детских и юношеских годах, проведенных поэтом в Семенове, а также о творческом пути и трагической гибели в годы массовых репрессий. Инициатором реабилитации поэта и возвращения его стихов читателям из-под 30-летнего запрета стала первая жена Бориса Петровича – Ольга Берггольц. Мы увидели свидетельство о рождении 21 августа 1937г. Ирины, дочери поэта от второго брака с Людмилой (по паспорту – Ципой Григорьевной Боренштейн). В возрасте 70 лет Ирина Борисовна, живущая во Франции, приезжала из Парижа в Семенов на празднование столетия отца.

«Нас утро встречает прохладой, нас ветром встречает река», – эти строки известной в советские годы веселой песни на слова Бориса Корнилова сами собой приходили на ум, когда мы отправились из Семенова домой в Балахну.

Оставившая восторженные впечатления поездка в «маленький Париж» вновь напомнила о себе спустя месяц. По итогам чемпионата мира по футболу в Нижегородской области самым популярным изделием художественных промыслов среди зарубежных гостей, в том числе и французов, стала семеновская матрешка.




Н. ГОРБУНОВА



Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.