Газета Рабочая Балахна > Земляки > Сапер-разведчик Распечатать

Сапер-разведчик


10:00 8.05.2018. http://Рабочая-Балахна.РФ
Каждый прожитый день в бою – уже подвиг.

Чем дальше уходят в прошлое годы Великой Отечественной войны, тем меньше становится ее очевидцев. Даже тех из них, которые познали войну в ранней юности. Но нам остались воспоминания фронтовиков-балахнинцев, бесценные свидетельства участников великого подвига нашего народа.

Уважаемые читатели, сегодня мы предлагаем вашему вниманию воспоминания Василия Петровича МОРОЗОВА – бывшего заместителя директора Балахнинского бумкомбината по быту и кадрам.

Родился я 27 августа 1925 года в Воронежской области, с юности помогал отцу, работал кузнецом в колхозной кузнице. Перед войной наша семья проживала на Алтае. В семье было двое мужчин – мой отец и я, воевать на фронте довелось обоим. Первым на фронт ушел отец Петр Иванович Морозов. Он погиб в августе 1942 года на подступах к Сталинграду.

Я был призван в армию 6 февраля 1943 года в 17 лет. До середины июля 1943 года учился в Рубцовском пехотном училище Алтайского края. Непосредственно в боях Великой Отечественной войны участвовал с августа 1943 года по 9 мая 1945 года в составе 276-го гвардейского стрелкового полка 92-й гвардейской Криворожской стрелковой дивизии в качестве сапера-разведчика, последовательно во 2-м и 3-м Украинских фронтах и в Южной группе войск.

Первое боевое крещение наш саперный взвод получил при подходе по незнакомой местности к переднему краю фронта – подорвался с повозкой на немецкой противотанковой мине. Один человек погиб, несколько бойцов получили ранения.

Первый раз я был ранен 23 октября 1943 года. При освобождении железнодорожной станции Пятихатка под Кривым Рогом осколком мины пробило правую руку выше локтя и ударило в грудь. После первого ранения я проходил лечение в медсанбате №101 при 92-й гвардейской дивизии и снова вернулся в строй. Воевал в званиях – рядовой солдат, сержант, командир отделения.

В боях никогда легко не было. Каждый день в бою – это уже подвиг. Мы, саперы-разведчики, действовали совместно с общевойсковыми разведчиками. Когда общевойсковая разведка отправлялась в поиск, мы проделывали безопасные проходы в проволочных заграждениях и минных полях фашистов. Обеспечивали боевую охрану этих проходов для безопасного возвращения наших разведчиков. Нередко такие выходы превращались в кровопролитные стычки с врагом.

Также мы делали проходы в проволочных и минно-взрывных заграждениях противника перед наступлением наших войск или же устанавливали заграждения перед нашим передним краем. Приходилось саперам-разведчикам участвовать в строительстве полевых мостов и речных переправ, обеспечивать и там боевое прикрытие.

Памятных событий было много. Одно из них – форсирование Днепра. Из истории известно, что фашисты объявили Днепр восточным валом, который советские войска не преодолеют. Фашисты просчитались. В жесточайших боях Днепр был форсирован, что обеспечило успешное развитие наступательных операций советских войск на Запад.

Расчету саперов-разведчиков – вместе со мной в него входили еще двое бойцов – была поставлена задача: в ночное время (поскольку днем работать над рекой было невозможно) под ураганным огнем врага на простой рыбачьей лодке доставлять на захваченный плацдарм оружие, боеприпасы, пополнение в живой силе. Обратно на наш берег мы переправляли раненых. Помогали отбивать атаки превосходящих сил фашистов. Эту задачу мы выполняли до полного прорыва обороны врага. Было очень опасно и трудно под непрерывным огнем противника, так как на реке укрыться невозможно.

В апреле 1944 года наш 276-й гвардейский стрелковый полк с непрерывными боями стремился к реке Днестр. Разведчики шли впереди, постоянно выполняя разведывательные операции. Саперы, наряду с разведработой, готовились к форсированию Днестра. На подступах к Днестру мы встретили бешеное сопротивление противника у села Гребенники близ Тирасполя. В результате штурма эти населенные пункты полками нашей дивизии были освобождены. В этих ожесточенных и кровопролитных боях противник понес большие потери в живой силе и технике. К сожалению, серьезные потери были и у нас.

Было захвачено в плен много немцев. Я лично с помощью местных жителей разоружил и взял в плен группу растерявшихся фашистов. После этих боев враги спешно покинули левый берег Днестра. Благодаря мужеству наших бойцов, успешным действиям наших войск, река была с ходу форсирована, и мы заняли оборону на правом берегу этой реки у города Бендеры, готовясь к дальнейшему наступлению.

Еще один эпизод войны. Во второй половине июля 1944 года в разведке я получил второе ранение. Наши войска начали подготовку к Ясско-Кишиневской операции. Разведчики часто ходили в тыл врага для захвата контрольного пленного («языка»). Приходилось ходить в разведку и нам, саперам. Очередного «языка» разведчики решили взять на высоком берегу реки, где немцы расположили свой дозор. Это была трудная и крайне опасная задача, так как в 20-30 метрах от дозора фашисты поставили «рогатки», опутанные колючей проволокой и увешанные пустыми консервными банками для звона. На подходах были поставлены противопехотные мины.

Для того чтобы разведчики смогли добраться до дозора противника, надо было проделать проход. Для этого была сформирована группа саперов-разведчиков. Возглавить эту группу было поручено мне, командиру отделения.

Оснастив себя необходимыми приспособлениями, среди ночи мы вышли на выполнение задания. Укрыться по пути движения группы было невозможно, так как ползти надо было по песчаному берегу, в нескольких метрах от воды. Решено было разъединить рогатки и снять мины прямо у воды.

Я шел впереди группы. На подходе к заграждениям фашисты забросали нас ручными гранатами. Одна из гранат разорвалась очень близко от меня. Взрывом я был оглушен и потерял сознание. Очнулся перед рассветом. Около меня никого не было. Реку закрыл утренний туман, он помог мне выбраться.

Осколок гранаты попал мне в левое плечо. Несмотря на серьезное ранение и то, что берег простреливался плотным пулеметным огнем, мне удалось доползти до нашей траншеи в крутом берегу реки. Собрав все силы, я заскочил в траншею. Мои товарищи очень обрадовались, так как думали, что я погиб.

В медсанбат ехать я отказался, опасаясь потерять свой боевой коллектив. Лечился в медчасти полка и старался выполнять посильные задания. Так продолжился мой фронтовой путь до Дня Победы. Я был награжден орденами Славы и Отечественной войны I степени, двумя медалями «За боевые заслуги», болгарской медалью «За участие в Отечественной войне», медалью «За победу над Германией» и другими.

Из армии я был уволен в 1955 году, по состоянию здоровья, после лечения в госпитале. В результате полученных на фронте ранений врачебная комиссия определила мне инвалидность 2-й группы. После увольнения из армии я окончил целлюлозно-бумажный техникум и институт усовершенствования экономистов. Работал в Краснокамском горисполкоме Пермской области, начальником нормативно-исследовательской станции при Пермском совнаркоме, начальником лаборатории НОТ Красноярского бумкомбината и затем в той же должности – на Балахнинском бумкомбинате, где позднее стал заместителем директора по быту и кадрам. За успехи по рационализации труда награжден знаком ВЦСПС.

В. МОРОЗОВ

Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.