Газета Рабочая Балахна > Интервью > Скорая приедет вовремя Распечатать

Скорая приедет вовремя


11:49 29.08.2017. http://Рабочая-Балахна.РФ


Если не отвлекать ее необоснованными вызовами.
У медиков есть такое понятие – «золотой час». Это первый час с того момента, как у человека случился инфаркт или инсульт, возникло другое угрожающее состояние, или же он получил серьезную травму. Помощь, оказанная в течение этого времени, наиболее эффективна. Промедление может стоить жизни. Но по статистике, лишь 20 процентов людей обращаются в скорую при первых признаках инфаркта или инсульта.

Задача станции скорой медицинской помощи – как можно быстрее оказать пациенту неотложную и экстренную помощь и при наличии определенных показаний затем доставить его в стационар, где будет продолжено специализированное лечение. Определено время «доезда» -единый норматив прибытия скорой. Всегда ли есть для этого условия? Что порой затрудняет работу станции скорой медицинской помощи? «Инструкцию по применению скорой» дает ее заведующий Л.П. ВИХАРЕВ.



Перевыполнять план – себе дороже

- Леонид Павлович, как вы выполняете план по оказанию помощи населению нашего района?
- Прежде всего, хочу напомнить, что вызывают скорую по телефонам – 03, 103, а если что-то не получается, есть система 112 (с сотового). Она сейчас работает в тестовом режиме, но вызвать скорую помощь по ней можно.

Второе: план мы в настоящий момент выполнили, даже перевыполнили. Хотя перевыполнять план нам нельзя, поскольку страховые компании большее количество вызовов оплачивать не будут. План на год у нас – 23 тысячи вызовов, на сегодняшний момент у нас уже около 15 тысяч. Перевыполнение плана означает, что будет затрачено время, труд персонала, бензин, но получим ли мы оплату за это – по воде вилами писано. Считаю такую ситуацию неверной. Это все равно, что пожарным дать указание: по плану вы должны потушить десять пожаров. Если произойдет 12 – тушите за свой счет. Или не тушите вообще.

- Почему вызовов так много? У населения нашего района слабое здоровье?
- Из общего количества 25-30 процентов – необоснованные вызовы. Скорую нужно вызывать лишь в одном случае – когда есть угроза жизни человека. Например, потеря сознания, сильные загрудинные боли, нарушение дыхания, серьезные травмы, отравления и другие угрожающие состояния. Во всех остальных случаях нужно обращаться к участковому терапевту. Нас же часто вызывают при обострении хронической болезни, например, при повышении давления.

Прекрасная информация была в «Рабочей Балахне» по гипертонической болезни. Там очень точно говорилось о том, что при гипертонии надо планово, в обязательном порядке, пить таблетки, пожизненно. Но многие от этого правила отступают. Человек этого не сделал – забыл таблетки купить или принять вовремя забыл – давление подскочило, и он сразу вызовет себе скорую помощь. Приедем – а он таблетку принял, давление нормализовалось. Наша помощь уже не нужна, и страховая компания пишет – необоснованный вызов. Он не будет оплачен.

- В больших городах при поликлиниках есть неотложная помощь, которая обслуживает вызовы к температурящим больным, больным с высоким давлением. У нас этого нет, вот все вызовы и приходится обслуживать вам.
- Участковые врачи в рабочее время выезжают на вызовы. Неотложки у нас практически нет, и организовать ее очень трудно. Основная причина – нехватка кадров. Машины и водители, возможно, были бы, но участковых терапевтов не хватает, укомплектованность на 50-60 процентов.

Однако зачем при повышении температуры сразу вызывать скорую? Прежде самим нужно попытаться снизить температуру: принять таблетку, положить холодный компресс на голову. Когда наш диспетчер принимает вызов, он сначала пытается дать какие-то рекомендации. А очень часто люди даже слушать ничего не хотят, не стараются помочь себе сами или обратиться к участковому врачу - они требуют немедленно скорую помощь.

Кадры решают и стараются

- А как с кадрами на скорой?

- В настоящее время по приказу Минздрава комплектация бригад – два фельдшера или врач и фельдшер (плюс, разумеется, еще водитель). Раньше на вызов выезжал один фельдшер или один врач. Бригады по два человека нам формировать пока трудновато. Но стараемся, в смену работает 5-6 бригад. Летняя нагрузка стала чуть меньше, нежели в холодное время года – до 70 вызовов в сутки. Зимой, бывало, что и 120 и 140 – в период гриппа. В праздники, в те дни, когда поликлиники не работают, стараемся усилить службу – формируем 6-7 бригад.
Все сотрудники работают хорошо. Есть опытные, и, слава Богу, приходит молодежь. В этом году пришли три молодых фельдшера, только что получивших дипломы. Но чтобы понять скорую помощь и втянуться, нужно отработать хотя бы год. Поначалу новички, конечно, работают с опытными фельдшерами.

В Балахне детей не рожают

- В Балахне приостановлена работа родильного отделения. Рожениц вы доставляете в перинатальный центр в Дзержинске. Всех успеваете довезти?

- За этот год одни роды были в дороге, вторые - на дому. Слава Богу роды приняли дети родились здоровыми были отправлены в перинатальный центр. Женские консультации стараются нацелить женщин чтобы они не затягивали и вызывали скорую своевременно чтобы родить в нормальных условиях. Но получается не все роженицы соблюдают эту рекомендацию.

- Вероятно, необходимость отвозить женщин в Дзержинск создает дополнительные трудности в вашей работе?
- Машина ушла – ее нет минимум два с половиной часа. Возрастает нагрузка на другие бригады. А в среднем у нас 500 родов в год. Есть еще такой нюанс: некоторые беременные встают на учет и хотят рожать в Нижнем первом роддоме в четвертом шестом в Заволжье.

- Вызвав скорую, они требуют везти их туда – у них есть договоренность. Но у нас есть приказ и маршрутизация – в перинатальный центр. А приказы не обсуждаются, их выполняют. Скандалить в таких случаях не надо, это просто отнимает время. Скорая - не такси. Если перинатальный центр не устраивает – женщине надо самостоятельно заранее поехать в тот роддом, с которым имеется предварительная договоренность. Совершенно другое дело, если роженице необходима специализированная помощь (имеется патология беременности или у женщины хронические заболевания) – это обязательно отмечается в ее обменной карте. Тогда мы отвезем ее, куда указано. Но обычно в таких случаях женщин заранее помещают в стационар и готовят к родам в лечебных учреждениях.

В пути 24 часа в сутки

- Как обстоят дела с транспортом?
С обеспечением бензином и медикаментами? Проблемы есть?
- У скорой помощи восемь машин. Периодически они ломаются, потому что постоянно находятся в дороге, в год в среднем накатывают по 100 тыс. км. Машины работают 24 часа в сутки. Требуется частая замена масла, фильтры, расходные материалы. Все это решается. На следующий год на списание пойдет три машины. В этом году получен по разнарядке автомобиль с полным приводом, для дорог сельской местности. С бензином проблем нет. С обеспечением лекарственными препаратами – тоже. Укладка у нас укомплектована согласно приказу.

- Выполняет ли Балахнинская скорая норматив прибытия?
- Время доезда было бы отличнейшее, если бы не было необоснованных вызовов, сейчас хорошее. Население порой обижается, что скорая долго едет, но это значит, что у нас на станции в настоящее время свободных бригад нет. Как уже говорилось, 500 рожениц в год мы должны доставить в Дзержинск. Плюс у нас есть категория больных с психическими расстройствами. Чтобы их отвезти в областную психбольницу, бригада затратит практически 5-6 часов.

Бывают очень напряженные ситуации. Пример: 11 августа в течение часа у нас четыре машины сразу ушли из района. Одна – с роженицей в Дзержинск. Вторая - по срочному вызову – острый психоз у пациента, которому требуется срочная госпитализация в областную психбольницу, поскольку он опасен для себя и окружающих. Третий вызов – необходима срочная госпитализация ребенка с менингитом в 23-ю больницу Нижнего Новгорода. И четвертый срочный вызов - к женщине с угрожающим состоянием прерывания беременности, ее тоже повезли в областной центр. В итоге на весь Балахнинский район осталось две бригады.

Помимо 500 рожениц у нас происходит около 300 транспортировок в различные медицинские учреждения Нижнего Новгорода. Это детская областная больница, взрослая областная больница, кардиоцентр, ГИТО, региональный сосудистый центр и другие. На все это требуется время.

Мнимые больные

- Все это задачи, которые вы должны решать и решаете ежедневно. А вот необоснованные вызовы отвлекают. Приведите примеры.

- Порой сердобольные прохожие видят пьяного, лежащего на улице, и вызывают скорую. Приедем, объехали вокруг – нет человека, уполз куда-то в кусты. Скорая уехала – он выполз из кустов. Снова звонок в скорую, упреки, что человеку помощь не оказываем. Опять машину посылаем. Или такой пример: бабушка порезала себе палец, вызывает скорую. Травма пустяковая, могла бы и сама йодом обработать, но она объясняет: «Хочу, чтобы это сделали вы своими медицинскими ручками, лучше заживет». У пациента с гипертонией подскочило давление. Вместо того, чтобы принять таблетки, которые врач выписал, и подождать, пока они подействуют, он вызывает скорую и требует сделать укол. Но мы в таком случае можем предложить только ту же таблетку.

Многие вызывают скорую, чтобы попасть в больницу. Почему-то все считают, что если больного доставила скорая помощь, то его в обязательном порядке положат в стационар. Это абсолютно не так. Вопросы госпитализации решает дежурный врач приемного отделения, а не скорая. Это не в нашей компетенции. Конечно, у многих пожилых людей есть хронические заболевания. Они могут пройти лечение в плановом порядке, встать на очередь в больнице.
Мы не выписываем больничный, не выдаем справок и заключений, не назначаем лечение. Наша задача - оказание сиюминутной помощи, посиндромная терапия.

Ответить диспетчеру надо

- Порой люди обижаются, что диспетчер задает много вопросов, вместо того чтобы срочно направить бригаду на вызов.

- Диспетчер задает вопросы не из праздного любопытства, а чтобы сориентироваться, какую бригаду послать, врачебную или фельдшерскую, к чему быть готовыми. На эти вопросы нужно ответить обязательно. Нельзя говорить: приезжайте, тогда и увидите. Надо сообщить симптомы (например, резкая боль в груди или человек без сознания), и если известно, что у человека есть хроническое заболевание (например, перенес инфаркт), необходимо сказать об этом диспетчеру. Врач скорой, уже выезжая, просчитывает, как оказать помощь. Это время «золотого часа».
Диспетчер может дать консультацию, порекомендует: сделайте то-то, если не поможет – перезвоните.

Дети в приоритете

- В настоящее время у нас в районе зарегистрированы случаи энтеровирусной инфекции, менингита. Болеют, в основном, дети. Есть какие-то особенности обслуживания вызовов к детям?

- У нас, к сожалению, в настоящее время педиатрической бригады нет. У ребенка состояние может ухудшиться очень быстро, особенно у грудных детей. Поэтому, если речь идет о ребенке до года, практически всех госпитализируют (даже до трех лет). Но случается, мать вызовет скорую, а потом – отказ ехать в детскую больницу. Состояние малыша ухудшается, и через полчаса женщина звонит нам снова. А в это время, возможно, нет свободной бригады.

- Обязательно ли скорую надо встречать?
- Желательно, особенно в частном секторе. Не всегда указаны названия улиц, номера домов. Есть новостройки. Приходится долго ездить, искать адрес. Ночью темно, людей нет на улице, спросить не у кого. Мы теряем время. В начале этого года женщина вызвала скорую к ребенку на ул. Парковую. Две скорых выезжали, не могли нужный дом найти. А найти надо было, ведь речь шла о здоровье ребенка. Участковый ездил – не нашел. С большим трудом нашли, с грехом пополам. А мамочка с ребенком сидит все это время дома и дожидается, даже не перезвонит, почему скорая не едет. И сами мы ей перезвонить не могли, ее номер не определился. Хорошо хоть, ребенок не так шибко болел. Не можете встретить, нужно обстоятельно объяснять, как проехать. К приезду скорой необходимо приготовить документы – паспорт, страховой полис и СНИЛС.

Л. ЧИСТЯКОВА
Фото А. ИЛЬИНОЙ

Вызывайте скорую, ЕСЛИ…
• человек получил тяжелые травмы (переломы, ранения, ожоги, поражение электротоком),
а также при удушении, отравлении, утоплении;
• возникли внезапные боли в области сердца, в животе, рвота;
• человек потерял сознание, возникли судороги; аллергическая реакция (в том числе
на укусы насекомых, прием медикаментов);
• начинаются роды или возникла угроза прерывания беременности;
• испытываете сильную загрудинную боль, жжение и сдавливание в груди (признаки инфаркта);
• наблюдается слабость и онеменение одновременно в руке
и ноге, неразборчивая речь, внезапная потеря зрения, нарушение
походки. Если человека попросить улыбнуться - улыбка получается кривой (все это признаки инсульта);
• кровотечение; острая нехватка воздуха;
• возникли психические расстройства, и действия больного представляют опасность для него самого и для окружающих.


Диспетчер Елена Александровна Головачева, фельдшер по образованию, приняв вызов, решает, какую бригаду направить к пациенту. Она доброжелательна, тактична, готова дать консультацию.



Старший врач Елена Александровна Русакова - опытный профессионал, одна из лучших сотрудников скорой. Большое внимание она уделяет молодым специалистам.
Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.