Газета Рабочая Балахна > Интервью > От Тихого Дона - к полюсу холода Распечатать

От Тихого Дона - к полюсу холода


14:10 5.01.2017. http://Рабочая-Балахна.РФ
Накануне новогодних праздников гостем редакции «Рабочей Балахны» совершенно неожиданно стал Станислав КЛИМОВ, прилетевший на несколько дней из Якутии навестить в Правдинске своих родителей и старшую сестру. нашим читателям его имя знакомо, в «Рабочей Балахне» публиковались его стихи.



Станислав Леонидович – речник с 30-летним стажем, более 20 лет он трудился в Ростовской области, в системе плавсостава судоходства Нижнего Дона, и вот уже 8 лет живет и работает в Якутии. В настоящее время Климов – командир-механик Ленского судоходства в г. Якутске.

Это главное дело его жизни, а есть еще увлечение – это стихи и проза. Станислав Климов – член Союза писателей России, издано уже 18 сборников его стихов, а прозу публикуют газеты Якутии. Журналистам «Рабочей Балахны» интересно было познакомиться с земляком.

- Станислав Леонидович, если жизнь, как кинопленку, прокрутить, какие яркие кадры, как вспышки, можно бы увидеть, чтобы понять, какой путь вы прошли?

- Я - ученик седьмого класса школы №14, завороженно смотрю на фотографию младшего брата моей мамы – выпускника Горьковского ордена «Знак Почета» речного училища имени Кулибина. Его бравый вид и форма речника произвели на меня потрясающее впечатление. В тот момент я и сделал свой выбор. Кстати, мой дядя Владимир Николаевич Савинов до сих пор живет в Балахне.

Далее, я - работник плавсостава гидросооружений Тихого Дона. Край почти вечного лета, неимоверно жаркого солнца, край абрикосовых садов и виноградников, постоянно дующих со всех сторон света ветров и степных просторов. Там я начал писать свои первые стихи.

И вот – Якутия. Собирался поработать там год-два, но живем уже восемь лет и уезжать не собираемся. Очень красивая природа: тайга, горные реки с хрустально чистой водой. Первое место моей работы – райцентр Усть-Мая на юго-востоке Якутии. Поселок с населением 5 тысяч человек на слиянии рек Алдан и Мая. Алдан – мощная горная река с каменистым дном, прозрачная вода кажется красноватой. Его приток Мая с зеленой водой течет из Хабаровского края. Вероятно, это единственный приток в мире, воды которого вливаются не вниз по течению реки, а идут вначале вверх по Алдану. Завораживающее зрелище: смотреть на рассвете, как прозрачная зеленая вода смешивается с красноватой.

На слиянии Оки и Волги такого различия нет.

Помню, первый раз на Алдане летом увидел на берегу, рядом с ярко зеленой густой травой и цветами, спускающуюся к самой воде с гористого берега «дорогу» из снега и льда шириной метров 30. Она так и не растаяла за все лето.

В лесу растет красная смородина, клюква, брусника. Случалось, зимой в поселок погреться и покормиться приходили бурые медведи.

А фильм обо мне, как речнике и поэте, снимало якутское телевидение. Красивый, колоритный фильм получился, сочные и яркие краски, и стихи мои читали тележурналисты. Сам я читать их не умею.

- Сейчас вы живете в Якутске, какой он?

- Якутску 284 года, он гораздо моложе Балахны. Есть там и деревянные дома, но в основном многоэтажки – от 9 этажей до 24. Стоят они не на земле, а на сваях, под домом можно пройти, там гуляет ветер. Грунт оттаивает на 6-8 метров, а дальше линза вечной мерзлоты. Сваи забивают на 18 метров в глубину. Город растет. В Якутии добывают золото и платину, серебро и алмазы.

Работают на предприятиях в основном приезжие. В последние годы приехало много украинцев. Коренное население – якуты, они традиционно предпочитают заниматься охотой и рыболовством. Тайга поделена между охотниками на участки, у каждого в тайге – охотничья избушка со всеми необходимыми припасами. Охотники в лизинг берут хорошее оружие, у них лодки с дорогими импортными моторами. Расплачиваются частью своей добычи. Соберется якут на охоту, возьмет ружье, собаку-лайку, и … «Пока, жена. Увидимся месяца через три».

Хочу сказать, что в Якутии с уважением относятся к людям. В избушках-зимовьях в тайге всегда есть все необходимое для случайного путника, который может там отдохнуть и согреться: дрова и спички, запас еды – сухари, сгущенка. Украсть может только бурый мишка, если проникнет в дом. Мне показывали банку из-под сгущенки, аккуратно вскрытую медвежьим когтем, как консервным ножом.

- В Якутии находится полюс холода, это далеко от вас?

- В трехстах километрах расположен поселок Усть-Нера. Температура там может опускаться ниже минус 60 градусов.

- Так, может, это вы к нам в Балахну из Якутии недавние морозы привезли?

- Ну, какие тут морозы? В Якутске в сорокаградусный мороз дети в школу ходят.

Только в минус 46 градусов занятия приостанавливают. Воздух в это время кажется плотным и белым, как молоко. В конце октября надеваем шубы, варежки, унты и не снимаем до середины марта. Одежда вся натуральная, теплая. Там зима – это зима, таких перепадов погоды, как здесь, не бывает. Бактерии просто не выживают. Здоровый климат, но суровый. А летом жара до 40 градусов. Годовой перепад температуры составляет около ста градусов.

- Ваши стихи публиковались в том числе в сборниках якутских поэтов. Судя по фамилиям, это люди самых разных национальностей. В Якутии многонациональное население?

- Это так. Например, нас с женой приняла к себе компания из пяти семейных пар, мы стали шестой. Расскажу о них: муж – русский, лесник, жена – татарка, учительница физкультуры; вторая пара – русский геолог, жена – башкирка, работает продавцом; третья пара – белорус и татарка, учителя. Подполковник МЧС и его супруга – русские. Еще одна семья – девушка из Новосибирска вышла замуж за якута. Кстати, в смешанных браках русских и якутов рождаются очень красивые дети.

Вот такой дружной компанией мы проводим свободное время, отмечаем праздники. Угощаемся сохатиной и строганиной из рыбы, поем песни под гитару и баян, для каждого по очереди – его любимую песню. Все там живут уже много лет.

- Что же их держит в этом холодном краю?

- Романтика, нашему поколению она еще знакома. Удивительной красоты природа, тайга с грибами и ягодами, реки с рыбой. И заработки хорошие.

Как-то женщина-врач в Правдинске, узнав, что я из Якутии, спросила: «Вы там в юрте, что ли, живете?» Я рассказал, что когда меня пригласили работать в Усть-Маю, дали дом со всеми удобствами площадью 110 квадратных метров. У меня там даже сад был. В грунте росли картофель и кусты красной смородины. На грядках мы выращивали все овощи, все росло отлично. Было сто кустов земляники, ягоды ведрами собирали. Правда, грядки – в высоких ящиках на настиле из досок. Очень удобно: вышел в домашних тапочках, поработал в саду и в чистых тапочках вернулся. Была отличная отапливаемая баня, четыре теплицы (одна круглогодичная), кур разводили и прочую живность. Переехали в Якутск – забрали с собой только кота сибирской породы по кличке Дымок. Восемь лет назад жена принесла его маленьким котенком – крохотный пушистый комочек в ладонях.

- Вы никогда не жалели, что однажды в детстве решили стать речником? В чем заключается ваша работа?

- В училище я успешно учился. В нашем выпуске 1986 года было 100 человек, по успеваемости я был третьим по списку и имел право выбирать, куда поехать по распределению. Поскольку у меня уже была семья, я выбрал город, где мне предоставляли квартиру. Это была Припять (в настоящее время - мертвый город).

После окончания учебы мы должны были пройти службу – 45 дней в Баку, на Каспийской флотилии. С 25 на 26 апреля самолетом возвращались в Горький, чтобы получить дипломы и уже уехать по распределению. А 26 апреля произошел взрыв на Чернобыльской атомной станции. Нам ничего не объясняли, мне просто сказали, что в Припять я не поеду. Тогда я выбрал Дон, там тоже давали жилье.

Я работал и продолжал учиться заочно – в Волжской академии водного транспорта. В 2001 году окончил ее, получив специальность инженера-гидротехника. Работал и работаю на земснарядах, мы углубляем реки.

- В Якутии это тоже актуально?

- Конечно, по Лене ходят даже корабли класса река-море. Они привозят топливо, продукты и другие грузы. Прошлым летом мы с женой ездили посмотреть памятник природы – Ленские столбы, удивительно красиво. Стараюсь делать фотографии, иллюстрировать свои сборники. Везде, где бываю, посещаю храмы, делаю их фотоснимки. Задумал сборник церковной тематики.

- В Якутии есть храмы?

- Очень мало. Но поблизости каждого поселения есть дерево-шаман. Отправляясь в дорогу, каждый путник оставляет под деревом монетку или конфетку, куклу, детскую машинку или иное подношение. Между населенными пунктами в Якутии от 100 до 400 километров. Отправляясь зимой за 400 км в 40-градусный мороз по тайге, будешь всем богам молиться. Хотелось побывать у дерева-шамана летом, но летом туда не добраться, дороги нет.

- В Правдинске у вас остались друзья?

- Есть три друга, но общаемся в основном через Интернет, по скайпу. В Москве живет моя подруга, с которой мы не только в школе вместе учились, но и в одну группу в садике ходили. Тоже обмениваемся новостями.

Специфика моей работы такая, что в отпуск я могу приехать только зимой, на несколько дней, повидать родных. У моей родной школы №14 осенью был 50-летний юбилей, но приехать я не мог. Но жизнью Балахны всегда интересуюсь, это мой родной город, где жили много поколений моих предков.

- Как вы отмечаете новый год?

- Своей дружной семьей. Мой старший сын – офицер пограничных войск во Владивостоке, ему 25 лет. Второму сыну 22 года, он учится в магистратуре Костромского университета, изучает химию. Дочь – студентка Хабаровского университета, она выбрала профессию педагога. На праздник все прилетят домой.

- но это же очень далеко до Якутска.

- Не так уж далеко. От Хабаровска и Владивостока лететь 2-3 часа. От Якутска до Нижнего Новгорода – 6-7 часов, в зависимости от того, какой самолет.

- Что бы вы пожелали балахнинцам?

- Здоровья. И очень важно, чтобы люди не теряли друг друга в мире этом и готовы были приходить друг другу на помощь.

Л. ЧИСТЯКОВА
На снимке: С.Л. Климов.
Фото В. МАРУНИНА

Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.