Газета Рабочая Балахна > Актуально > О гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилые помещения Распечатать

О гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилые помещения


12:26 30.12.2016. http://Рабочая-Балахна.РФ
По действующему законодательству дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица, относящиеся к их числу (далее - дети-сироты), имеют право на предоставление благоустроенного жилья по окончании пребывания в организациях для детей-сирот или в приемных семьях по достижении ими совершеннолетия до 23 лет.
Право на предоставление жилья у таких детей возникает, если они не имеют закрепленного за ними жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемое и сохраненное за ними жилое помещение невозможно (ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 8 ч. 1 ст. 92, ст. ст. 98.1, 109.1 Жилищного кодекса РФ).

До 2013 года жилье детям-сиротам предоставлялось вне очереди по договорам социального найма. С 2013 года жилье детям-сиротам предоставляется однократно на срок 5 лет по договору найма специализированного жилья в виде отдельной квартиры или отдельного жилого дома на основании заявления ребенка по достижении им возраста 18 лет или до достижения этого возраста в случае обретения полной дееспособности (Федеральный закон от 29.02.2012г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступил в силу 01.01.2013г.).

Не допускается замена предоставления жилья из специализированного фонда иными формами решения жилищной проблемы детей-сирот, например, предоставлением субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлением жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма, а также не допускается заселение в коммунальные квартиры.
С 2013 года по законодательству детей-сирот заселяют в отдельные благоустроенные квартиры.
Чем объясняются эти нововведения? Как показывает практика, изменения в законодательство внесли для того, чтобы оградить детей, оставшихся без родительской опеки, от мошенничества заинтересованных лиц. Предоставляемые государством квартиры в течение 5 лет нельзя приватизировать, продавать, менять или передавать третьим лицам каким-либо иным образом.

Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок один раз при выявлении обстоятельств, свидетельствующих о том, что у сироты сложилась трудная жизненная ситуация. По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии вышеуказанных обстоятельств, жилое помещение исключается из специализированного жилищного фонда и переходит в бессрочное пользование сиротой по договору социального найма. После этого жилое помещение можно приватизировать и распоряжаться им.
Также до 2013 года, когда сироте исполнялось 23 года, он утрачивал право на получение льготных метров жилой площади. С 2013 года сирота может претендовать на жилье даже после исполнения 23 лет, но если он встанет на учет до 23 лет. В случае сдачи документов после 23 лет право на льготное жилье утрачивается.

Если ребенок-сирота не обеспечен жилым помещением на праве собственности или по договору социального найма или если установлена невозможность его проживания в ранее занимаемом жилом помещении, то по достижении 14 лет он включается в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, который ведется в секторе опеки и попечительства управления образования администрации Балахнинского района.
Законный представитель в срок не позднее двух месяцев со дня достижения ребенком 14 лет должен подать заявление о включении его в список в уполномоченный орган опеки и попечительства, предоставив следующие документы:

- копия паспорта ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность законного представителя (в случае обращения законного представителя);
- копия свидетельства о рождении ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей (при отсутствии паспорта);
- копия документа, подтверждающего полномочия законного предста-
вителя (при подаче заявления законным представителем);
- копия правоустанавливающего документа, подтверждающего право пользования ранее занимаемыми жилыми помещениями (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения, иные документы, подтверждающие право пользования жилым помещением);
- документы о наличии или отсутствии у ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и каждого из лиц, проживающих в ранее занимаемом жилом помещении, жилых помещений на праве собственности, выданные органом государственной регистрации недвижимого имущества;
- документ, свидетельствующий об объявлении несовершеннолетнего гражданина полностью дееспособным (эмансипированным) - при подаче заявления ребенком-сиротой, ребенком, оставшимся без попечения родителей, не достигшим возраста 18 лет;
- документы, подтверждающие обстоятельства:
а) копия вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения, в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса РФ, в случае проживания на законном основании в ранее занимаемых жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей;
б) медицинская справка о наличии у лица (лиц), проживающего в ранее занимаемых жилых помещениях на законных основаниях, тяжелой формы хронического заболевания, в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ним (ними) в одном жилом помещении невозможно (если имеется);
в) выписка из домовой книги, из финансового лицевого счета, из карточки поквартирного учета или иной документ, содержащий сведения о совершеннолетних и несовершеннолетних гражданах, проживающих в ранее занимаемых жилых помещениях;
г) заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №47:
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания.

Дети-сироты, которые приобрели полную дееспособность до достижения ими возраста 18 лет, а также дети-сироты, законные представители которых не подали заявления, имеют право обратиться самостоятельно с заявлением о включении в список до 23 лет.
Федеральное законодательство при предоставлении жилья детям-сиротам определяет минимальный размер жилого помещения, а также возлагает обязанность предоставления жилых помещений на органы исполнительной власти по месту жительства.
На территории Балахнинского района установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 11 кв. м общей площади, на территории муниципального образования «Коневский сельсовет» - 7 кв. м общей площади.

Предоставление жилых помещений, в соответствии со ст. 5 закона Нижегородской области от 10.12.2004г. №147-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области» (с изменениями от 02.12.2015г. №172-З) осуществляется органами местного самоуправления района Нижегородской области однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области – по месту выявления и первичного устройства детей-сирот.

Таким образом, в Нижегородской области органы местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, обязаны осуществлять меры по реализации права ребенка на жилое помещение. С этой целью органы местного самоуправления по месту нахождения закрепленных за детьми жилых помещений ведут учет таких помещений и обеспечивают их сохранность, а также организуют проведение необходимых мероприятий по подготовке жилых помещений к заселению детей-сирот. Обязанность предоставления жилой площади детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, возложена также на органы местного самоуправления, для чего им предоставляются средства из федерального и областного бюджетов.

В настоящее время в Балахнинском районе в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, включено 128 детей-сирот. В 2016 году обеспечены благоустроенными жилыми помещениями 8 человек, в 2015 – 9, в 2014 – 13 детей-сирот.

В. РУНОВА,
заведующая сектором опеки и попечительства УО и СПЗД администрации Балахнинского муниципального района

Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.