Газета Рабочая Балахна > Культура > «Анна - Марина»: трагедия одиночества Распечатать

«Анна - Марина»: трагедия одиночества


13:12 19.07.2016. http://Рабочая-Балахна.РФ
Балахнинцы с восторгом приняли новый спектакль оперного театра.
Впервые в истории мировой оперы Нижегородский областной театр оперы и балета им. А.С. Пушкина представил оперу Леонида Клиничева по творчеству Анны Ахматовой и Марины Цветаевой.
На сцене областного театра премьера состоялась 28 января, а 8 июня – в музее «Дом Плотникова». Нижегородские артисты привезли оперу в Балахну на закрытие театрального сезона. Александровский зал музея, где обычно проходят постановки, был переполнен.



Для балахнинцев каждый приезд театра – праздник души, и потому особенно ценен. По отзывам зрителей, встреча с искусством дает фейерверк эмоций и стимул к жизни, наполняет творческим подъемом. Наш город – единственный в Нижегородской области, имеющий возможность принимать выдающихся мастеров оперы на своей сцене. Нам очень повезло. Ведь содержать театр оперы и балета - дорогое удовольствие. И все-таки, нижегородские артисты, не считаясь с затратами и временем, охотно приезжают к нам, так как их ждут, им рады.

Опера «Анна - Марина» вызвала особенный интерес. Творчество двух великих русских женщин с похожими судьбами, принадлежащее эпохе Серебряного века, востребовано и в наши дни. В нем история страны, отраженная в личных переживаниях – стихах о любви, жизни и смерти, письмах, воспоминаниях. Эти неординарные личности поднимали в своих произведениях темы, которые касаются каждого из нас. Поэтессы прошли через испытания, выпавшие на долю многих их современников – аресты родных, одиночество, запреты на творчество и публикации.

Как воплощена в музыке столь сложная драма и как жанр оперы, требующий большой сцены, будет воплощен в камерной обстановке? С этими вопросами поклонники оперного искусства пришли в «Дом Плотникова». Заглянуть за кулисы балахнинцам предоставила возможность приехавшая с артистами директор театра А.Д. Ермакова. Анна Дмитриевна рассказала заинтригованным зрителям о пути становления спектакля -от рождения до постановки на сцене:

- Композитор написал две монооперы — «Анна» и «Страсти по Марине». Московский режиссер-постановщик Андрей Сергеев объединил их в один спектакль, либретто написано по заказу Мариинского театра, но выпуск спектакля по каким-то причинам задержался, и композитор передал музыку нам. Наш театр первым в мире поставил этот спектакль. Он очень сложный.
Чтобы узнать объективный отзыв, мы пригласили на премьеру московских критиков и получили высокую оценку столичных газет. Благожелательно откликнулся и журнал Большого театра.



На премьеру в январе приезжал композитор Леонид Клиничев, который остался очень доволен профессионализмом солистов и режиссера. Мы сделали все, как он задумал. Высокую оценку дал и режиссер Андрей Сергеев. По его мнению, со своей трудной задачей – показать трагедию одиночества героинь, нижегородские певицы справились отлично.
В главных партиях заняты наши выдающиеся мастера. Вы услышите заслуженных артисток России. Это ведущие солистки театра, исполняющие в высшей степени сложную музыку - Аида Ипполитова и Нина Товстоног. Надеюсь, что им хватит пространства для их голосов.

Первое действие оперы раскрывает историю жизни Анны Ахматовой, роль которой исполнила Аида Ипполитова. Уже с началом монолога: «Родилась я в один год с Чарли Чаплином, «Крейцеровой сонатой» Толстого, Эйфелевой башней и, кажется, Элиотом. Назвали меня Анной в честь бабушки…» зрители ощутили мощь голоса исполнительницы, как и предупреждала перед показом Анна Дмитриевна Ермакова. Юность в Царском Селе, замужество, свадебное путешествие в Париж, расстрел мужа, арест сына - в блестящем исполнении Аиды Ипполитовой предстал живой образ Анны Ахматовой.

После знакомства с историей Анны Ахматовой глубже осознается одиночество Марины Цветаевой, которой посвящено второе действие спектакля, в исполнении Нины Товстоног. Минимум декораций: старый сундук – спутник переездов, пустое ведро, веревка, оборвавшая жизнь поэтессы, зловещие черно-красные цвета – все рисовало тоску и безысходность. Начальная фраза героини: «Все это было, пройдет и через десятки лет будет в земле… Каждый жест, каждое мгновение – нет в жизни ничего неважного» увлекала в водоворот событий, напряжение которых шло по нарастающей. Письма Цветаевой к Берии читала Татьяна Майорова.

На рояле - ровеснике героинь оперы - аккомпанировал лауреат Всероссийского конкурса Александр Маркин. Его виртуозная техника в сочетании с экспрессией исполнения сделали музыку не фоном, а полноправным участником происходящего действия.
Присутствующий на спектакле глава администрации района Павел Коженков вручил А.Д. Ермаковой большой букет цветов. Артистам тоже вручили цветы от благодарных зрителей, которые с восторгом приняли новый спектакль. Восхищенные балахнинцы, как и нижегородские зрители, аплодировали артистам стоя. Многие гости лично благодарили исполнителей, высказывая желание вернуться к творчеству великих поэтов Серебряного века и перечитать написанное ими, чтобы еще раз осмыслить их литературное наследие более полно.

После спектакля аккомпаниатор Александр Маркин любезно согласился ответить на вопросы «РБ» и приоткрыл завесу тайны работы над оперой:
- Леонид Клиничев – ростовский композитор, долго преподававший в Ростовской консерватории, имеющий тесные связи с Мариинским театром. Он известен как автор, сочинивший вальс к фильму по роману Анатолия Калинина «Цыган». Клиничев приезжал на премьеру в январе. Он написал либретто несколько лет назад, но оно не имело сценического воплощения. И только у нас его замысел был реализован. Материал безумно трудный для исполнения. Музыка требует глубины, определенной фактуры.

Исполняющий ее артист должен быть наполненным. Наши артисты, занятые в опере, сильные. Солистки с интересом взялись за работу. Аида Ипполитова по ноте учила свою партию, обдумывала, как спеть. Нина Товстоног эмоционально восприняла свою новую роль. При подготовке партии певица обратила внимание на музыкальность стихов и женственность поэзии Цветаевой. В работе над оперой солистка, по ее отзыву, очень сблизилась с творчеством поэтессы.

Спектакль рассчитан на большую сцену, а в музее его показали в сокращенном варианте.
Александр Маркин, кстати, имеющий родственные связи с Балахной, как его представила перед спектаклем Анна Дмитриевна Ермакова, рассказал о себе. Пианист работает концертмейстером оперного театра, играет в оркестре:
- Играть в оркестре мне нравится, но в моей работе есть единственный минус – не вижу спектакль, только слышу, как он звучит в конечном варианте.
Александр признался, что любит камерные концерты, у него есть свой ансамбль. Его квартет «Венеция» выступал в Нижегородском планетарии с двумя программами и хочет приехать в Балахну.

Чтобы работать в театре, считает Александр, надо быть увлеченным человеком. Театр - место интересное и сложное. Надо серьезно работать с разным материалом, надо помочь раскрыться певцу:
- С артистами, которых знаешь с детства, трудно -ведь приходится говорить и об ошибках. В театре много людей - энтузиастов, работающих за кулисами, их не видно со сцены.
Александр Маркин пришел в театр после окончания Нижегородской консерватории (в этом году выпуску десять лет) и аспирантуры, учился у профессора Валерия Старынина. А музыкантом решил стать после посещения оперного театра. Впервые будущий пианист побывал в оперном театре в 12 летнем возрасте на опере А.С. Даргомыжского «Русалка». В спектакле выступали звезды театра Лариса Зырянова, Александр Правилов и Вадим Балюта.

- Говорят, что Маркины все хорошо пели и играли на гитаре. Папа Игорь Арьевич тоже играет на гитаре, он работал в Балахне на НиГРЭС, занимался ремонтом оборудования. Бабушка Александра Ивановна Фабричникова в 30-е годы прошлого столетия училась с родственниками в фельдшерской школе Правдинска. Ее старший брат Николай Иванович Фабричников был военным медиком, погиб на фронте, а младшая сестра Зоя Александровна работала медсестрой в госпитале Дзержинска. Бабушка рано умерла, и я хотел бы узнать о ее жизни и фельдшерской школе подробнее.

Театральный сезон 2015-2016 года закрылся, но сотрудничество с Нижегородским театром оперы и балета продолжается. Ближайший спектакль театра состоится в октябре и откроется в приволжской столице оперой по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Программа нового театрального сезона, которая пройдет на малой сцене в Балахне, пока уточняется.

Н. ГОРБУНОВА
Фото автора

Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.