Газета Рабочая Балахна > Культура > Классика звучит Распечатать

Классика звучит


23:52 17.06.2016. http://Рабочая-Балахна.РФ
В «Доме Плотникова» состоялся концерт пианиста Уильяма Катбертсона. Были исполнены четыре произведения «Экспромт» Ф. Шуберта, «Соната №2» А. Скрябина, «Полька de W.R.» С. Рахманинова, «Соната №2» Ф. Шопена.
Вела программу научный сотрудник музея С.С. Новикова. Светлана Сергеевна выступила не только как конферансье, но и как музыковед и переводчик, помогая общению исполнителя со слушателями.

Уильям не знает русского языка. Он родился и вырос в Великобритании, долгое время уже живет в Германии, поэтому его родные языки – английский и немецкий. В России же пианист гастролирует впервые и знакомство с нашей страной начал с Балахны.
Как пианист Уильям получил прекрасное образование в Великобритании. В детстве У. Катбертсон выиграл множество музыкальных наград в качестве ученика Бернарда Кинга в родном графстве в школе Sevenoaks. Учился в Королевской академии музыки в Лондоне вместе с Рут Харт и Гордоном Грином. Затем продолжил учебу под руководством Людвика Стефански в польском городе Кракове, получая польскую правительственную стипендию.

Очень значительным человеком в жизни Уильяма является известный лондонский пианист немецкого происхождения - композитор и педагог Петр Фейхтвангер. С ним Катбертсон организует ежегодные международные мастер-классы в немецком городе Вальдкирх, где живет сейчас.
Пианист принимает активное участие в местных культурных мероприятиях как исполнитель и организатор.
Является соорганизатором Фестиваля искусств в г. Вальдкирх и одним из основателей местной общины «Community Cinema», где он регулярно сопровождает немые фильмы своей импровизацией.

Уильям Катбертсон выступал на концертах в Германии, Голландии, Польше, Дании, Норвегии, Англии, Шотландии, Австрии, Швеции, Швейцарии, США.
Как же могло случиться, что объехав столько стран, пианист ни разу не был в России? Катбертсон признался, что у него были сомнения и переживания, как его примут в далекой и незнакомой стране. Все сомнения развеяли сотрудники Балахнинского музейного комплекса, завязавшие переписку с музыкантом в Фейсбуке. Профессионального исполнителя заинтересовал музейный раритет - рояль фирмы известных саксонских мастеров «C.M. SCHRODER». Этот кабинетный инструмент выпущен в Санкт-Петербурге под номером 9452 в начале 1890-х годов. Для этих немецких роялей было характерно перекрестное расположение струн. Владелец фирмы Карл Шредер дорожил престижем своего предприятия и строго следил за выпускаемыми изделиями, во многом превосходившими по качеству музыкальные инструменты передовых фирм того времени.

Катбертсон загорелся желанием сыграть на старинном рояле, звучавшем еще в начале серебряного века. Сколько таких инструментов в мире, переживших две мировые войны и другие бурные события ХХ столетия, сохранили свое непревзойденное фирменное качество? Ведь после вступления России в войну с Германией сыновья Карла Шредера, унаследовавшие фабрику, по вполне понятным причинам закрыли производство и эмигрировали из России, а в 1917г. и вовсе прекратили выпуск роялей.
На роялях саксонских мастеров со штампом «C.M. SCHRODER» играли мировые знаменитости – композиторы, пианисты-виртуозы Антон и Николай Рубинштейны, Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович, императорские особы - Александр III, семья Николая II, Вильгельм II.

Инструмент не разочаровал профессионального музыканта. Качество звучания, приближенное заданному эталону немецкой фирмой, исполнителю понравилось.
С блеском сыгранные романтические произведения были очень тепло восприняты слушателями. Такая эмоциональная отзывчивость жителей русской глубинки, сумевших понять настроение зарубежного гостя, растрогала иностранца.
Почему именно композиторов-романтиков Уильям Катбертсон выбрал для представления балахнинской публике? Ему также свойственны философские размышления о смысле жизни и стремление к прекрасному. Душевные порывы и смятения, которые пианист испытывал перед путешествием в Россию, его нескрываемый восторг от встречи с уникальным инструментом и слушателями, были понятны без переводчика.

Уильям Катбертсон решил поближе познакомиться с нашим городом и осмотреть его достопримечательности. В ходе экскурсий с научными сотрудниками музея зарубежному гостю понравились музейные экспозиции, удивила гармоничная, словно музыка, архитектура православных храмов, восхитили живописная природа, окружающая источник святого Пафнутия Балахнинского, и деревянные дома с резными в затейливых завитушках наличниками. Четыре дня, проведенные в нашем городе, потрясли Катбертсона. Он интересовался всем, много фотографировал, а покидая Балахну, выразил намерение вернуться в наш город в конце года, чтобы увидеть сугробы и почувствовать настоящую русскую зиму.

Н. ГОРБУНОВА

Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.