Газета Рабочая Балахна > Культура > Загадочный артефакт Распечатать

Загадочный артефакт


23:51 17.06.2016. http://Рабочая-Балахна.РФ
Ежедневно по всему миру миллионы людей посещают музеи. И вне зависимости от географического положения и статуса – будь то Лувр, например, или краеведческий музей небольшого городка, их задача – привить интерес к научно-просветительской сфере, найти отклик в душе человека.
И получается, что немаловажно, чем музей живет: как меняет экспозиции, добавляет ли экспонаты из запасников музея, открывает ли находки старины своим посетителям?..

В мае в музее Кузьмы Минина обновилась экспозиция, наполненная эксклюзивными артефактами многовековой истории нашего древнего города. В трех витринах археолог, директор ООО «Археологическая служба» Ю.В. Зарубин представил на обозрение уникальные находки, обнаруженные в 2006 году при археологических раскопках территории бывшей Балахнинской крепости. Перед нами и шиферное пряслице, и различные женские украшения, и фрагменты глиняной посуды, и многое-многое другое. Все находки, если их рассматривать в хронологическом порядке, охватывают временной промежуток с XIII по XVIII вв.

Но давайте, остановимся на костяном гребне и подробнее его изучим. О прародительнице современной расчески из различных источников известно, что гребни широко использовались с IX по XIX вв. в быту и магических практиках. Издревле гребни делались только из благоприятных для человека материалов: кости, камня, дерева, - потому что считались носителями положительной энергии природы, а значит здоровья. Глядя на артефакт, ассоциативно выстраивается картина, как средневековая девушка применяет его для убранства своих волос, напевая мелодичную народную песню у окна. Но оказывается, гребни были не только женским аксессуаром. Например, воины иногда зачесывали волосы, закрепляя гребень на голове, либо украшали гребнями из металла, перьев и рогов боевые шлемы.

Именно с помощью археологических данных можно выстроить и восстановить все стадии изготовления костяных и деревянных гребней популярных в средневековье. На обеих сторонах пластины, изготовленной из рога или кости, отмечалась середина и только потом делились пропилы: с одной стороны редкие, с другой частые. И те, и другие пропилы производили двухсторонним способом: то есть пластину сначала пропиливали до середины с одной стороны, потом - с другой. Археологи повсеместно находят заготовки для будущих гребней. Это говорит о том, что их производством занимались в каждом крупном поселении.

Форма гребней часто претерпевала изменения, особенно они касались костяных изделий. Для периода с IX века по первую половину XI в. характерны односторонние расчески с футлярами, на смену им пришли двухсторонние цельные гребни (как наш экземпляр!) прямоугольной и трапециевидной форм (X–XIII вв.). В это же время появляются маленькие гребни, у которых каждая из сторон равняется 4-5 см, иногда даже 3 см. Вот и у нас, в музее Кузьмы Минина, гребень слегка трапециевидной формы, его стороны равны 4,5 см. Оказывается, такие гребни были либо детскими, либо использовались мужчинами при расчесывании бороды и усов! И получается, что первая ассоциация – расчесывающаяся девушка - ошибочна. В мужских или детских руках был сей гребень! И зубья его сломлены от использования или от времени? Ярок ореол загадочности этого малого предмета.

Л. МАЗИНА, старший научный сотрудник Балахнинского музейного историко-художественного комплекса

Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.