Газета Рабочая Балахна > Земляки > Выйти замуж за капитана Распечатать

Выйти замуж за капитана


00:29 10.03.2016. http://Рабочая-Балахна.РФ
Ну, какой же женский праздник без истории любви!
Эта началась в 1975 году, осенью в Киеве. «Наша первая встреча произошла в городе, пропитанном энергией лаврских звонниц, завораживающей красотой вековых каштанов и чистотой ожидания любви, - рассказала Татьяна Родионова. – Мы с подругой пришли к Киевскому высшему военно-морскому политическому училищу повидать ее двоюродного брата.

Познакомиться с нами решил и его друг. Поправляя на ходу бескозырку, из дверей КПП выбежал щуплый невысокий курсант. Мы обменялись взглядами… Для меня, вчерашней десятиклассницы, взгляд этих глубоких синих глаз, в которых отразилось прозрачное осеннее небо, стал родным и близким. И далеким, как бесконечная вселенная. Вселенная под названием Он…

Долго гуляли в парке. Под ногами шуршали опавшие листья. Пахло легким дымком и стелился прозрачный туман. В лучах осеннего солнца он казался розовым, завораживал, и от этого все сильнее кружилась голова, а сердце готово было выскочить из груди. Это была любовь с первого взгляда. Когда мы возвращались, подруга остановилась и, опираясь на моего нового знакомого, стала вытряхивать камешек, попавший в туфлю. А я вдруг подумала: «Почему она так бесцеремонно опирается на моего мужа?». Это было предвидение. Еще раньше, в школе, учитель как-то рассказывал о Сахалине, и я уверенно сказала, что буду там жить. И все это сбылось».

Татьяне было 17 лет, Григорию – 19. Они встречались около трех лет, потом поженились. Пока курсант осваивал свои науки, Татьяна окончила техникум, получив первую специальность – бухгалтера. Позднее она окончит Сахалинское училище искусств и Хабаровский институт культуры. А пока их ждала дорога на Тихий океан и долгие странствия.

Хотелось бы сказать, что я первой узнала эту красивую историю, но это не так. О супругах Родионовых писали много, правда, не у нас, а на Дальнем Востоке и Сахалине, где они прожили более 20 лет. В семейном архиве – целая папка пожелтевших от времени газет с их стихами, с хорошими рецензиями на спектакли, которые Татьяна Ивановна – режиссер-постановщик народного театра «Пигмалион» поставила в ДК «Океан» города Корсаков на Сахалине. Есть более ранняя фотография, где Татьяна – прапорщик ВМФ, была в ее биографии и воинская служба.

Балахнинцами Родионовы стали в 2008-м году. Появление их в Балахне не осталось незамеченным. Григорий Викторович поступил на службу в военкомат. Морской офицер в парадной форме с кортиком выступал со сцены на торжествах, поздравляя защитников Отечества, ветеранов войны, участвовал в митингах у памятника Минину, у мемориала погибшим воинам-балахнинцам и хорошо запомнился всем участникам этих мероприятий.

Татьяна Ивановна работает зав. отделом обслуживания центральной библиотеки им. Пушкина и ведет занятия в поэтическом клубе «Родник». Супруги Родионовы выступали перед балахнинскими поэтами с чтением своих стихов, они проводили мероприятия в Домах культуры, и зрителям это неизменно нравилось.
Киевлянка Татьяна и петербуржец Григорий – капитан второго ранга Тихоокеанского военного флота, самую красивую и поэтичную историю своей любви написали сами, в стихах. Подборка их стихов разных лет была опубликована в газете с выразительным названием «На страже Родины». Это стихи о романтике странствий и морских походах, о нелегкой профессии – Родину защищать, о разлуках и долгом ожидании. В них нежность и тревога, мечты о встречах, и яркое счастье, и глубокая женская тоска…

Жизнь прожить – не поле перейти, тем более, если любимый ходит по морям и океанам, оставив тебя на берегу:
Вечер. Тоска подкралась.
Разлука… Такая жалость…
Любовь! Как мир огромная,
Навек нам судьбой дарована…

Григорий Родионов в 14 лет поступил в Нахимовское училище в Ленинграде. Это его стихи:
Соленые ветры и волны
Манили мальчишек в моря.
Тянулись мальчишки к форме,
Романтикой странствий горя.
Годы учебы промчались,
Пришли лейтенанты на флот.
Как львы молодые сражались
За право идти в поход.

Он успешно окончил Нахимовское. Затем поступил в Киевское высшее военно-морское политическое училище, чтобы получить специальности штурмана и политработника. Учился Григорий хорошо, его хотели по распределению направить замполитом в Ленинградский военный округ, но он решительно заявил, что хочет служить на Тихоокеанском флоте – это его мечта. В итоге Родионов получил назначение на крейсер «Дмитрий Пожарский» во Владивосток. Экипаж крейсера составлял 900 человек. Затем молодой офицер был переведен на противолодочный корабль «Таллин». Капитан второго ранга Родионов - участник двух дальних походов и одной «кругосветки», побывал в Мозамбике и Анголе.

Когда Григорий жарким летом отправился из Киева на Дальний Восток (путь занял 8 суток), вместе с ним поехала и молодая жена, уже беременная. Во Владивостоке, в штабе флота, как оказалось, было не до них. До вечера прождали, остались без ночлега, но с обещанием, что завтра все устроится. Пристанище найти не удалось, и решили Родионовы, что придется им ночевать на набережной, сидя на скамейке под зонтиком. В сумерках там увидела их незнакомая женщина и повела к себе домой. Приютила и денег не взяла.

На следующий день Григория определили на крейсер. А молодая жена, столкнувшись с неустроенностью быта, вскоре вернулась к маме в Киев, где появился на свет единственный сын Родионовых – Тарас Григорьевич, названный в честь классика украинской литературы.
Татьяна с детства увлекалась литературой и обожала театр. В их школьном классе все любили театр и писали стихи. В родном городе она могла жить вполне благополучно. Ее мама работала в министерстве внутренних дел республики, папа был инженером-наладчиком КИП и автоматики. Брат деда занимал высокий пост в ЦК компартии Украины.

Дед в годы войны вместе с братом сражался в партизанском отряде знаменитого Ковпака, о них и книга написана. А бабушка была радисткой и парашютисткой. Может, от героических предков Татьяна унаследовала бесстрашие и стойкость? Иначе, как объяснить, что из теплого красивого города она уехала в туманные и холодные «каторжанские» края?

И вновь она летит во Владивосток. Квартиру получили в поселке Тихоокеанский, который жители коротко называли Техас. Город Фокин вспоминает Татьяна: «Это был женский город. Днем там не встретишь мужчин. По утрам черной массой моряки покидали его, отправляясь к месту службы, вечером также возвращались. Муж брал сына на корабль, сын навсегда вписан в вахтенный журнал. Он привык к матросам.

А читать учился по газете «Боевая вахта».
Жена и крошка-сынишка
Остались на берегу.
До них еще очень близко,
Но встретить я их не могу.
Уходим по утренней дымке,
Растает кильватерный след.
Укроют корабль туманы,
Назад нам дороги нет!

Когда сыну испонилось пять лет, Татьяна увезла его к маме в Киев. В 1984 году Родионовы уехали в Хабаровский край. Советская гавань, порт Ванино, полуостров Меньшиков. Он выдается в океан, и там, по словам Татьяны, всегда туман. Жили в мрачном каменном здании бывшего японского офицерского казино. Печки топили углем, но холодно было так, что тряпка примерзала к полу. Но было и хорошее: стоило перейти дорогу к лесу, и в нескольких метрах от дома великолепных белых грибов можно было набрать, как на грядке. Татьяна пошла на военную службу, дослужилась от матроса до старшины 1-й статьи. В то время, когда она участвовала в стрельбах на холодной промерзшей земле, сын в Киеве учился играть на виолончели. А муж был на боевой службе, в дальнем походе по морям.

Еще день прожит - встреча ближе,
Я жизнь, как прежде, тороплю.
Родной, когда опять увижу
Улыбку милую твою?
Я жду весну, а ведь когда-то осень
Была подругою моей.
Теперь же ветер пусть скорей уносит,
Как листья, много долгих дней.

Потом Григория Родионова перевели на Сахалин. Отправилась туда и Татьяна. Была осень, серая холодная погода. А Сахалин встретил солнцем, на деревьях были еще зеленые листья, они казались такими крупными. «Мне показалось, я попала в рай, - вспоминает Татьяна. – Сердце пело от счастья, я верила, что здесь все будет хорошо». Но поначалу жить пришлось на корабле в порту. В каюту пробирались бесстрашные крысы, поэтому она не выключала свет и затыкала воздуховод кефирной бутылкой.

В этой истории обязательно должен быть счастливый финал. Родионовы получили светлую просторную квартиру в городе Корсаков – базе океанского рыболовства, городе моряков и рыбаков. Здесь базировались корабли, которые развозили грузы на Курильские острова и Камчатку. В хорошую погоду Япония видна. Так и хочется сказать: и стали они жить-поживать. Родионовы прожили на Сахалине 20 лет. Татьяна увлеклась театром и на работу шла, как на праздник. А муж позволял ей тратить деньги из семейного бюджета на костюмы для артистов и декорации. И сам нередко исполнял роли в ее спектаклях. Но это уже отдельная интересная история. Родионовы привезли сына, в 6-й класс он пошел на Сахалине, там и окончил школу, а потом уехал в далекий и неведомый город Нижний Новгород поступать в академию МВД.

Конечно, не все было безоблачно и на Сахалине, были трудности, были разлуки. Была тяжелая болезнь Григория. Но были любовь и вера. А потом супруги простились с Дальним Востоком и отправились поближе к сыну, и так оказались в Балахне. Всего не рассказать и не описать. Остались воспоминания и стихи:
Последние дни до похода
Пройдут, как в тумане печали…
Увижу ль тебя до ухода?
Ведь встречи так долго мы ждали!
Мне нужен маяк, чтобы вечно
Светил он во тьме этой жизни,
Чтоб мог обойти я небрежно
Подводные камни и рифы.

У Родионовых подрастают внучка София и внук Григорий. Григорию Тарасовичу пять месяцев. Он унаследовал не только фамилию деда, но и его имя.

Л. ЧИСТЯКОВА

Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.