Газета Рабочая Балахна > Земляки > Фотография длиною в жизнь
![]() Фотография длиною в жизнь20:59 25.07.2015. http://Рабочая-Балахна.РФ |
![]() Он прожил весьма драматическую жизнь. Родился в 1888 году в городе Серпухов. Еще в детстве увлекался живописью и фотографией: брал уроки живописи, изучал рисунок, основы композиции. Завершив общее образование, переехал в Москву, где окончил коммерческое и химико-технологическое училища. В 1909 -1911 гг. работал в цинкографии известного издателя И. Сытина, в 1911-1915 гг. - в ателье Фишера, где приобрел профессию фотографа-портретиста. Он овладел сложными способами фотопечати: бромойль, пигмент, гуммиарабик и другие. Василий Иванович состоял в Русском фотографическом обществе и Всероссийском обществе фотографов. Был членом правлений этих обществ, занимался культурно-просветительской деятельностью. В 1918 году он преподавал в Петроградском фотоинституте. В.И. Улитин - один из основателей, член редколлегии и автор открытого в 1926 году журнала «Фото- граф». Он один из первых организаторов и руководителей многих рабочих фотокружков в Москве. В 1931 году организовал первую фотошколу типа фабзавуча при Моспромсоюзе. В том же году был приглашен преподавателем фотографии в Московский полиграфический институт. ![]() С 1922 по 1930 год В.И. Улитин вместе с другими выдающимися русскими фотохудожниками активно участвовал в крупнейших международных фотовыставках. Неоднократно награждался медалями и дипломами в Париже, Лондоне, Берлине, Лос-Анджелесе, Торонто, Токио, Риме. В 1935 году в нашей стране проводилась большая выставка, в которой приняли участие такие известные фотографы, как Сергей Кузьмич Иванов-Аллилуев, Юрий Петрович Еремин, Александр Данилович Гринберг, Николай Платонович Андреев. Участвовал в выставке и Василий Иванович Улитин. Работы этих художников были отмечены грамотами. Однако в журнале «Советское фото» началась критика «любования остатками дореволюционной культуры дворянских усадеб и архитектуры старой Москвы» и «изображения никому не нужных сюжетов сельской жизни в период социалистического переустройства деревни». ![]() В Балахне его больше года не принимали на работу, он тяжело болел. Волею случая он встретился с Елизаветой Павловной Полтановой, работавшей медсестрой. Она сумела его выходить. Спустя время его приняли на работу в Балахнинский торфяной техникум. По окончании срока ссылки Василий Иванович не мог сразу вернуться в Москву. Прошло немало времени, прежде чем его реабилитировали. Вернувшись в столицу, он не порывал связи с Балахной. Пока позволяло здоровье, Василий Иванович каждое лето приезжал в наш город. В свое время он подружился с Аркадием Ивановичем Красильниковым. Они любили вместе ездить на рыбалку. Мне выпала честь быть знакомым с Василием Ивановичем. Я был в то время молоденьким студентом. Несколько раз он приглашал меня в гости, в маленький домик в переулке Ленина. Василий Иванович показывал мне свои работы – цветные фотографии, выполненные гидротипным способом. Их высокое качество ярко проявлялось при сравнении акварельных рисунков и их репродукций, изготовленных авторским методом. Особый восторг у меня вызвал дагерротип, имевшийся у Василия Ивановича. Напомню, что дагерротипия - это первый практически пригодный способ фотографии, изобретенный в середине 19 века. В силу моего юного возраста мне казалось нетактичным расспрашивать Василия Ивановича о перипетиях его жизни, да я тогда и не понимал до конца, с каким выдающимся человеком был знаком. Темы нашего общения за рамки фотографии выходили редко. Запомнились его увлеченность, доброжелательное отношение к людям, с которыми он общался. ![]() В. ГАГАРИН Фото В.И. УЛИТИНА Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. |