Газета Рабочая Балахна > Земляки > На танке прорвался к рейхстагу Распечатать

На танке прорвался к рейхстагу


21:57 9.05.2015. http://Рабочая-Балахна.РФ
Наш земляк А.Д. Борисов был в числе тех, кто первыми вошли в Берлин.
Подполковник Александр Данилович Борисов до ухода на пенсию много лет трудился на ГоГРЭС. Он - участник взятия Берлина, в составе танкового полка прорыва в числе первых подошел к рейхстагу со стороны Бранденбургских ворот. Ветерана нет в живых, но в Балахне живут его дочь, внуки и правнуки. Воспоминания офицера-танкиста о Великой Отечественной войне нам в редакцию принесла его дочь Тамара Александровна Волыгина. Она трудилась на Правдинском радиозаводе, была начальником бюро нормативного учета. Сейчас на этом предприятии работает ее дочь Елена Аскольдовна Берестенко, стали заводчанами и другие члены этой семьи – целая семейная династия.

Память об Александре Даниловиче Борисове в этой семье чтят и бережно хранят. Часть воспоминаний были написаны им самим, часть записала его жена Нина Георгиевна Борисова, бывшая учительница начальных классов школы №9.
Родился Александр Данилович 25 августа 1913 года в Самарской губернии, в семье железнодорожника. Мать и отец в 1922 году умерли от тифа, и 8-летнего Александра взяла на воспитание старшая сестра Мария Даниловна Капранова, жившая в Балахне.

В 1927 году Александр поступил в профтехникум при бумкомбинате, окончил его и стал работать на предприятии. В 1935 году был призван в армию, в г. Читу. Окончил Корсуньское бронетанковое училище. После демобилизации приехал в Балахну и поступил работать на ГоГРЭС. В Балахне он женился на молодой учительнице, окончившей Арзамасское педагогическое училище. Когда началась Великая Отечественная война, у Борисовых было уже двое детей – старший сын Валерий и дочь Тамара.

Уже 25 июня 1941 года Александр Данилович, как офицер запаса, был призван в действующую армию, в 750-й ОТБ, командиром взвода. Вот как он вспоминал о своем первом боевом задании:
- Танков в нашей воинской части пока не было. В городе Горьком мне, как командиру взвода, дали сто грузовых машин и двести шоферов, загрузили автомобили продовольствием, и его нужно было доставить в Ленинград. Дороги были заняты немцами, поэтому мы ехали на грузовиках через леса и болота, рубили деревья, делали настилы, и так пробирались больше месяца. Но главное – груз мы ленинградцам доставили.

Встал вопрос – как возвращаться? Бензина не было, машины надо было оставить. Я, как командир, принял решение: слить весь бензин до капли из машин и бочек, обеспечить горючим десять машин и на них возвращаться. Вернувшись, узнали, что в городе Горьком в части нас уже списали с довольствия, решив, что все погибли.
К осени 1941 года мы получили танки с Сормовского завода, погрузили их на железнодорожные платформы и ушли на фронт.

В 1942 году ожесточенные бои шли под Ржевом, для танковых сражений там были очень трудные природные условия. На сожженных, искореженных и политых кровью полях пришлось пролить кровь и танкисту Борисову. Вот его рассказ о первом полученном ранении:
- 16 августа 1942 года, темная и дождливая ночь. После дневных безуспешных атак осталось несколько подбитых танков в нейтральной зоне противника. Я с группой танкистов отправился эвакуировать эти машины. Когда я подполз к одному танку и хотел пролезть в него снизу, через десантный люк, кто-то сзади схватил меня, сжал горло. Я понял – немец! Завязалась борьба, мы выстрелили друг в друга. С немецкой стороны поднялась паника, они открыли минометный огонь. Товарищи вывели меня из-под обстрела и доставили в госпиталь.

Во время Великой Отечественной войны Александру Даниловичу Борисову пришлось воевать на разных фронтах – на Калининском, Украинском, на Северо-Кавказском, под Сталинградом, на 2-м Прибалтийском.
- Почему так получилось? – объясняет он в своих воспоминаниях. – Наш тяжелый танковый полк – полк прорыва, был придан ставке Главного командования. При наступлении мы прорывали линию обороны противника, давая возможность наступлению наших войск, а сами снова отходили на формирование, так как полк при прорыве нес большие потери. От полка оставалась четвертая часть, а то и меньше.

Полк дважды формировался в городе Горьком, в Сормове, где производились танки. За новыми танками для полка приезжал Александр Данилович. В один из этих приездов на старом Сталинском вокзале в Горьком произошла удивительная мимолетная встреча фронтовика с женой Ниной. Молодая учительница, мама двоих малышей, в годы войны получала высшее образование – училась в институте иностранных языков. В тот вечер после лекций она ждала поезда на Балахну. А ее муж-офицер наблюдал, как на железнодорожные платформы грузили танки для отправки на фронт. У них было всего 20 минут невероятной, неожиданной встречи, и вновь – расставание на неопределенно долгий срок, и неизвестность впереди, и смертельное, обжигающее дыхание войны. Эту встречу, как удивительный подарок судьбы, супруги Борисовы вспоминали до конца своих дней: «Жди меня, и я вернусь, только очень жди…».

С 1944 года и до конца войны Александр Данилович воевал в составе 1-го Белорусского фронта под командованием маршала Г.К. Жукова в Первой танковой армии. Этот фронт был центральным при движении на запад. О дальнейших событиях – рассказ самого Александра Даниловича Борисова:
- План взятия Берлина был разработан ставкой Верховного главного командования в ноябре 1944 года. В это время шли ожесточенные бои за освобождение Прибалтики, Польши.
Весной 1945 года наши войска вышли на рубеж Висла-Одер, приближаясь к Берлину. В это время шла тщательная подготовка, нужно было обеспечить наступательную армию техникой, питанием, обмундированием.

На Берлинском направлении против нас были отборные немецкие войска численностью полтора миллиона, 10 тысяч орудий, 1500 танков, 3300 боевых самолетов и другая техника. В самом Берлине находился отборный гарнизон - 250 тысяч эсэсовцев.
На Берлин наступали три фронта: в центре – 1-й Белорусский, слева - 1-й Украинский под командованием И.С. Конева и справа – фронт под командованием К.К. Рокоссовского. Всего на трех фронтах было 3 миллиона человек и 10 тысяч самолетов.

Наш полк был на главном направлении наступления на Берлин. Форсировали Одер в районе Кюстрина две танковые армии Катукова и Богданова. Через реку Одер было наведено 23 моста и 25 паромных переправ. Шел ледокол, река 400 м шириной и 10 м глубиной. Саперам очень трудно было на левом берегу, в 10 - 12 км находились мощные немецкие укрепления на Зееловских высотах. Немцы надеялись, что их никому не взять. Это было в 50 км от Берлина. Бой шел упорный и кровопролитный. С большими трудностями и потерями высоты были взяты на четвертый день.

Стали продвигаться к Берлину. С 14 на 15 апреля началась ночная артподготовка. Для артиллерии понадобилось 1 млн. 300 тыс. снарядов, и началась атака: сверху – самолеты, внизу била артиллерия, работали «катюши», шли танки – была задействована вся боевая техника со всеми родами войск.
При наступлении использовались мощные прожекторы, ночью было светло, как днем. Сплошной гул, смрад – настоящий ад. Кольцо сжималось вокруг Берлина, шли уличные бои. Наш полк прорыва со стороны Бранденбургских ворот подошел к рейхстагу. За эту боевую операцию полку было присвоено звание Бранденбургский, полк прорыва награжден орденом Кутузова. 30 апреля было водружено в Берлине знамя Победы, 2 мая взята имперская канцелярия. На этом закончилась Берлинская операция, кончилась стрельба и наступила непривычная, но долгожданная тишина.

9 мая 1945 года закончились бои в Чехословакии, был подписан акт о капитуляции Германии. Мы завоевали Победу!
Александр Данилович Борисов за участие в Берлинской операции был награжден орденом Отечественной войны I степени. Во время войны он был дважды ранен. У офицера-танкиста было много боевых наград: два ордена Красного Знамени, два ордена Отечественной войны II степени, два ордена Отечественной войны I степени, польский крест «Заслуженному на поле брани», а также медали – «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За оборону Кавказа», «За взятие Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».

Служба в армии после Победы у Александра Даниловича не закончилась, а продолжалась в Германии до 1947 года. В Германию он забрал с собой семью, где уже было трое детей, у Борисовых родился еще один сын – Владимир.
В 1947 году А.Д. Борисов демобилизовался в звании подполковника. Семья приехала в Балахну. Александр Данилович вернулся на электростанцию, где и работал до пенсии.

А вот награды ветерана не сохранились, остались только наградные документы на них. С горечью рассказала его дочь Т.А. Волыгина, что все боевые награды были украдены. У какого-то нелюдя поднялась рука взять то, что священно для каждого участника войны, ведь за все ордена и медали заплачено кровью, героизмом, неимоверными испытаниями. Они бесценны. Но такие истории, к глубокому сожалению, случаются. Найти награды танкиста полиции не удалось.

Подготовила Л. ЧИСТЯКОВА

Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.