Газета Рабочая Балахна > Интервью > Экстренная или неотложная? Распечатать

Экстренная или неотложная?


20:20 21.03.2015. http://Рабочая-Балахна.РФ
«Скорая» всегда в центре внимания балахнинцев. Пожалуй, не найдешь ни одного человека, который хоть раз не обратился бы туда за помощью.
Наши читатели попросили у «РБ» дать ряд разъяснений, касающихся работы “скорой”. Понятно, что по номеру 103 не позвонишь и не попросишь диспетчера объяснить, что к чему и почему.
На вопросы балахнинцев по нашей просьбе отвечает главный врач станции скорой медицинской помощи Л.П. ВИХАРЕВ.



- Леонид Павлович, существует ли норматив, в течение какого времени бригада «скорой» должна прибыть на вызов к больному? Придерживается ли его наша балахнинская «скорая»?
- Норматив общий на территории России – «доезд» в черте города осуществляется в течение 20 минут. За 2014 год мы в этот норматив уложились.
Конечно, бывают разные ситуации, разное количество вызовов. В смену у нас в наличии 7-8 бригад. Радиус обслуживания – 30 километров. Если, например, одна машина уйдет в Конево или в одну из дальних деревень – раньше чем через час она не вернется. Практически ежедневно по направлениям больниц «скорая» доставляет пациентов в лечебные учреждения Нижнего Новгорода. Иногда случается, что обслуживаем по 2-3 таких вызова в областной центр. В городе на дежурстве, соответственно, остается меньше бригад.

По-разному складывается дорожная ситуация. Как известно, пробки на дорогах в Балахне – обычное явление. Водители не всегда проявляют сознательность и не пропускают «скорую». Бывает, приходится ждать у закрытого железнодорожного переезда. Все это говорю не в оправдание, а с тем, чтобы балахнинцы с пониманием относились к нашей работе и не делали необоснованных вызовов.
Несмотря на перечисленные трудности, все экстренные вызовы бригады «скорой» обслуживают в срок.

- Леонид Павлович, в чем отличие экстренной помощи и неотложной помощи?
- Экстренная помощь необходима в тех случаях, когда существует угроза жизни пациента. Это дорожно-транспортные происшествия, отравления, падения с высоты, судороги, потеря сознания, внезапные резкие боли в области сердца и так далее. В любое время суток бригады «скорой» обслуживают такие вызовы, в максимально короткий промежуток времени прибывая на место. Это наша главная задача.

Неотложную помощь оказывают поликлиники, явиться к пациенту участковый терапевт должен в течение двух часов. Основная причина вызова – обострение хронического заболевания, например остеохондроза, заболевания суставов, гипертония и так далее. Такие обострения у больного периодически случаются, он знает свои симптомы, имеет необходимые медикаменты. «Неотложка» также обслуживает вызовы к температурящим больным. То есть это случаи, когда экстренная помощь не требуется.

В выходные, праздничные дни и в ночное время, когда поликлиники не работают, неотложную помощь оказывает станция скорой медицинской помощи. Но в рабочие часы мы рекомендуем пациентам, не нуждающимся в экстренной помощи, обращаться в поликлиники. Однако многие балахнинцы даже не знают телефон регистратуры своей поликлиники. Проще позвонить на «скорую», ее телефон всем известен. Да еще и высказать обиду, что к ним не торопятся. Хочу повторить: неотложная помощь оказывается в течение двух часов.

- На «скорую» поступил звонок. Кто решает, то ли срочно высылать бригаду на вызов, то ли посоветовать пациенту - принять жаропонижающее или обезболивающее и два часа ждать участкового терапевта?
- Решение принимает диспетчер скорой помощи.

- А квалификации у диспетчера хватит? Не врач все-таки.
- Наши диспетчеры по образованию фельдшеры, все имеют большой стаж работы на станции скорой медицинской помощи, сами в составе бригад выезжали на вызовы. Это грамотные и опытные специалисты. В случае необходимости консультируются с врачами.

- Диспетчеры сами перезванивают в поликлиники и передают вызов или же советуют пациенту позвонить в регистратуру?
- Все в зависимости от обстоятельств.

- Зачем диспетчер задает множество уточняющих вопросов, когда человек звонит и просит срочно приехать? Надо ли тянуть время? Можно выехать и уточнить на месте.
- Диспетчер расспрашивает так подробно, чтобы сориентироваться, насколько срочно человеку требуется помощь, есть ли угроза жизни. Это входит в обязанности диспетчера, он действует по инструкции. Нужно все уточнить подробно и профессионально, чтобы врач и фельдшер знали, к чему готовиться, какая именно помощь потребуется. Балахнинцев я прошу не обижаться, а конкретно сформулировать и обосновать вызов, указать причину, симптомы. Например, вызов к пациенту, почувствовавшему боль в сердце. Диспетчер правомерно спрашивает, было ли такое раньше, есть ли у него хроническое сердечно-сосудистое заболевание или же резкая боль наступила внезапно и сопровождается чувством страха, холодным потом, что может указывать на инфаркт. Диспетчер примет решение о направлении специализированной реанимационной бригады.



Мало сказать по телефону: «Срочно выезжайте, человеку плохо!». Нужно объяснить ситуацию: например, человек упал с высоты или же потерял сознание на фоне высокого давления, или же отравился, выпив какую-то жидкость. Между прочим, ежегодно бывают такие случаи, когда кто-то выпивает уксусную кислоту или растворитель. Года три назад был трагический случай с трехлетним ребенком. Его помыли в бане и на короткое время оставили одного. Ребенок хотел пить, нашел какую-то жидкость в бутылке и выпил. К сожалению, спасти малыша не удалось. Настоятельная просьба к взрослым: убирайте от детей подальше все колюще-режущие предметы, ядовитые вещества, таблетки – все, что может быть опасным. Убирайте туда, где ребенок не достанет.

- Кто выезжает на вызовы к детям? Есть ли специализированная бригада, приоритет в обслуживании вызовов к заболевшим детям?
- Выезжают те же врачи и фельдшеры. Но к детям – в первую очередь, ведь у маленьких пациентов состояние может ухудшаться стремительно. Лучше перестраховаться, но ни в коем случае нельзя опаздывать. Конечно, в период сезонного подъема заболеваемости, если температура у ребенка небольшая, никаких угрожающих симптомов нет, - можем посоветовать маме обратиться в детскую поликлинику.

- Диспетчер «скорой» может дать совет по телефону, что нужно делать в какой-то ситуации, что принять от боли?
- Трудно давать советы, не видя больного. Только самые общие рекомендации, например, промыть перекисью небольшую ранку, наложить пластырь. Или же обратиться к травматологу, если ударил молотком по пальцу.

- Надо ли медикам «скорой», приехав на вызов к пациенту, сначала вымыть руки и надеть бахилы?
- Соблюдать санитарные нормы медики, конечно, должны. Вот бахилы у нас не предусмотрены, но, если хозяева квартиры их предложат, я думаю, не откажутся. Правда, в экстренных ситуациях, когда у пациента острый коронарный синдром или кровотечение, как-то не думается о том, останутся ли на полу следы. Главное – как можно быстрее оказать помощь. Насчет чистоты рук не беспокойтесь. Врач, скорее всего, не пойдет мыть их под краном с мылом, а обработает хлоргексидином, наденет перчатки.

- Леонид Павлович, может ли пациент попросить врача «скорой» ввести ему собственный лекарственный препарат, которым этот пациент пользовался раньше и считает, что он ему хорошо помогает?
- Нет, нельзя вызывать «скорую» и просить врача сделать вам укол вместо медсестры процедурного кабинета. Врач «скорой» использует для инъекций только те препараты, которые у него имеются в укладке. При оказании экстренной и неотложной помощи мы руководствуемся стандартами, предписывающими, какие меры принимать в том или ином случае и какие медикаменты использовать. Все, что необходимо по стандартам, в укладке врача есть в наличии. То, чего в стандартах нет, мы использовать не имеем права. Если пациенту нужно проходить лечение в плановом порядке, ему следует обратиться в процедурный кабинет поликлиники.

- Большое спасибо за то, что вы подробно ответили на все вопросы наших читателей.

Подготовила Л. ЧИСТЯКОВА
На снимках: (слева направо) главный врач Л.П. Вихарев, зам. главного врача по лечебной части В.В. Машуков, старший фельдшер И.Ю. Кручина; диспетчер высшей категории И.В. Бабаева. Стаж работы на «скорой» у Ирины Викторовны - 21 год.
Фото А. ИЛЬИНОЙ

Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.