Газета Рабочая Балахна > Православие > Зачем расписывают храмы… Распечатать

Зачем расписывают храмы…


15:15 6.12.2014. http://Рабочая-Балахна.РФ
В храме Знамения Пресвятой Богородицы мастера закончили роспись стен.
Дивны дела Твои, Господи! На аналое в храме Знамения еще лежал утопающий в цветах Животворящий крест, вынесенный из алтаря 27 сентября, а в ожидании этого праздника, 4 октября, мы другой - позолоченный крест на этот храм воздвигли и установили. И, как много веков назад, люди тоже радовались и плакали. Это событие совершилось снаружи церкви, а внутри творится чудо другое: стены храма украшаются росписями сюжетов двунадесятых праздников, ликами Богородицы, Иисуса, святых.



Почему человек смешивает краски, берет в руки кисть и начинает рисовать? Нет – писать, потому что этот человек – иконописец. Можно сказать, что это - источник материального благополучия. А может, причина в другом?
Поскрипывают доски лесов под ногами мастера иконописи Алексея Чефранова, расписывающего храм, работа идет… Но вот на второй неделе труда вижу его расстроенные глаза и слышу встревоженный голос: «Понимаете, пишу, а Ангел не светится. Белая краска не та». После нескольких звонков Алексей буквально умчался в Нижний за краской нужной марки. И сколько подобных переживаний на пути творческого человека, знают только сам мастер да еще Господь и святые, которых он прославляет своим трудом.

«Сразу ли человек, расписывающий храм, начинает писать фигуры святых и самое главное – их лики?» - спросила я Алексея. И вот что он ответил: «Когда художник заканчивает иконописное училище, там все происходит постепенно в процессе учебы. Если же специального образования нет, то сначала подмастерье учится делать первые шаги, ведь иконография – строго установленная система изображений. Существует иконографический канон – правило изображения, зафиксированное в иконописных прорисях. Мы расписываем ваш храм в канонах XII-XIII веков. Почему такие века – понятно, ведь праздник Знамение учрежден 27 ноября по старому стилю в Новгороде в 1170 году».
На вопрос о первом расписанном им храме Алексей ответил, что это был храм Всех Святых в Санкт-Петербурге в 2000 году, где он, расписывая алтарь придела Серафима Саровского, изобразил сцены «явление Богородицы святому Серафиму и «рукоположение его во диакона».



Теперь Алексей работал не один – к нему приехали ребята из его бригады: Олег, Кирилл и Андрей. И, если Алексей сразу знал, куда идти учиться - только в иконописное училище, то ребята, окончив художественное училище, вузы, тогда только решили учиться иконописи. Отношение Алексея к своим подопечным братское. Да и правда: ему 36, им по 25. Несмотря на подробные пояснения Алексея, только Олег рассказал, что редкий византийский орнаментальный крест XII века, нарисованный им на куполе, – находка Алексея, как и тот, что изображен в арке входа в четверик храма. Разрешил мастер своим ученикам и доказать приобретение определенных навыков в иконописи, поручив изобразить в арке: Олегу – в рост Серафима Саровского, а Кириллу – Сергия Радонежского. Только Господь знает о будущем человека, но пожелаем дебютантам милости Божией и благая многая лета на их творческом пути…

Жизнь со своими делами стремительно уходит в историю. Кажется, совсем недавно была середина сентября, и Алексей сделал первый набросок – прорись на верхней части стены над иконостасом. Но вот 19 ноября, и мастер дописывает последний лик нижнего ряда святых. Начинается разборка лесов… И упала пелена! Открылась хрустальной чистоты синь Небес, застывшая в удивлении Дева Мария при явлении перед ней вестника благой вести архангела Гавриила, ее внимательный и прекрасный лик, рука, вытянутая вперед с раскрытой ладонью, - знак покорности и готовности: «Да будет Мне по слову Твоему». Плащ Марии и мафорий на голове в темных тонах – подчеркивают серьезность, величие момента. А на противоположной стороне – праздник праздников – Рождество! Вся вселенная приносит вочеловечившемуся Богу свои дары: ангелы принесли пение, небеса - звезду, волхвы - дары, люди – Матерь Деву. Даже маленькие осленок и козленок своим осмысленным видом показывают понятие важности события. В память о тех дарах остался у людей обычай делать подарки на Рождество...



Самая первая икона, с которой начал Алексей расписывать четверик храма – икона «Сошествие во ад. Воскресение Христово». Расположенная на стене иконостаса, она запечатлевает первое событие Воскресения: Господь сходит во ад и за руки почти выдергивает из глубины ада первых людей – Адама и Еву. А за теми - древние праведники, просто люди… А что это за мостки крест накрест под ногами Спасителя? Это разрушенные «врата ада». Двери туда. Откуда не возвращался никто и никогда. Но разбиты теперь все замки и запоры, нет больше власти у сатаны над душами людей, и связан он в глубинах адовых…
Есть в «горнем месте» храма – в четверике, еще один двунадесятый праздник – Успение Пресвятой Богородицы, который мы увидим тогда, когда повернемся к выходу. Богоматерь покинула земной мир, и Апостолы окружили Ложе Богородицы, скорбя о кончине Ее. Но вдруг внезапный свет затмил пламя свечей, и сошел Сам Христос, чтобы принять Ее новорожденную для Вечности душу. Горит на иконе свеча у подножия ложа – символ жизни человеческой. И душа наша – как эта свеча…

«Мы свою работу сделали. Теперь все зависит только от вас. Приходите, молитесь, намаливайте свои иконы», - сказал на прощание иконописец.
«Ныне возникни от земли, душа моя, и покойся от злых дел твоих» - поется в молитве Покаянного Канона… Вот и ответ на вопрос, зачем расписываются храмы… Чтобы поднялся наш взор, долу поникший, в Небо. Чтобы узнали мы, что не песчинками задумал нас Бог в воплощении. Но людьми, Себе подобными, способными вместить этот огромный и сияющий любовью мир…
Скоро 10 декабря – твой престольный праздник, храм Знамения. Расцветай же и дальше, наш добрый, старинный храм. А мы – всегда с тобой!
Помоги нам всем, Господи!

О. МУХИНА


Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.