Газета Рабочая Балахна > Земляки > 14 ноября - Международный день логопеда. Учиться играя Распечатать

14 ноября - Международный день логопеда. Учиться играя


21:37 12.11.2014. http://Рабочая-Балахна.РФ
Этот принцип используют в работе с детьми логопеды.
Логопед детского сада №42 Наталья Валерьевна МОРОЗОВА награждена почетной грамотой управления образования Балахнинского района.
Наталья Валерьевна 16 лет работает в детских дошкольных учреждениях, по специальности логопеда – 7 лет. Трудовую деятельность после окончания пединститута она начинала воспитателем в детском саду №2 «Алиса», затем перешла работать старшим воспитателем в детский сад №42. И уже здесь получала второе высшее образование - логопедическое.



- Первое высшее образование я получала с подачи мамы, - рассказывает педагог. - В 17 лет, как многие дети, я пребывала в растерянности, не знала куда пойти учиться. Мама увидела во мне дошкольного работника. И об этом выборе я не пожалела. Работая воспитателем в садике, вижу, что дети меняются. Ухудшение экологии, стрессы, неблагоприятные
социальные условия приводят к тому, что некоторые малыши уже рождаются с проблемами центральной нервной системы и, как следствие, с речевой патологией. И мне захотелось детям помочь. На тот момент не хватало специальных знаний, потому и решила выучиться на логопеда. Семья меня в этом поддержала.

В детском саду №42 есть отдельная группа для детей с общим недоразвитием речи. Обучение здесь рассчитано на два года. Педагог не только восстанавливает звукопроизношение, но и расширяет словарный запас детей, работает над грамматическим строем речи.
В средних группах логопед проводит диагностику - отбирает детей, которые подходят в ее специализированную группу. Здесь уже занятия проходят как индивидуально, так и коллективно. Общие – занятия по развитию речи, на лексические темы, совершенствование грамматического строя речи. На индивидуальных занятиях Н.В. Морозова работает с детьми над постановкой звуков, развивает у них артикуляционную моторику, правильность дыхания, фонематический слух. Использует педагог различные дидактические материалы, в том числе игры, например, на развитие памяти, мышления.



- Иногда бывает так, что игры есть, а играть дети не хотят, не хотят выполнять задания, потому что познавательная активность невысокая, - продолжает Наталья Валерьевна. – Чтобы побудить ребенка работать, думать, я использую разные системы поощрения. За правильно выполненное задание малыш получает медальку или солнышко, «награды» хранятся в индивидуальных конвертах. А через какое-то время подводим итоги, и дети получают подарки за свои старания. Это эффективная мотивация для ребенка.


К пяти годам речь у ребенка должна быть уже сформирована, звуки поставлены. Но бывает, что задержка речевого развития идет с самого рождения, малыши поздно начинают говорить. В этом случае надо начинать заниматься с логопедом пораньше. Хотя все очень индивидуально. Если, например, у ребенка проблемный звук «р», то «настраивать» его лучше раньше, так как навык неправильного произношения настолько сильно закрепляется, что его потом очень сложно поправить. Родителям педагог советует больше общаться с детьми. Для малышей, у которых речь только формируется, чрезвычайно важно общение в эмоционально значимой для ребенка деятельности - в игре, в живом общении. Мультфильмы, компьютерные игры 1-2-годовалый ребенок воспринимает как фон, а не как обращение лично к нему. И никакого развития не происходит.



Когда ребенок взрослеет, общение тоже очень важно. При этом речь родителей должна быть спокойной, четкой, без сюсюканий. Обязательно читайте детям, с выражением, эмоционально. Книги должны соответствовать возрасту.
Но при этом не надо впадать в такую крайность - хвастаться перед друзьями, как ребенок хорошо говорит, рассказывает стихи, и постоянно просить его это сделать. Так у малыша может начаться перегруз речевого общения. Неокрепшая нервная система с потоком информации не справляется, и получаем капризы, беспричинные страхи, может быть даже заикание, разговоры во сне. Если чувствуете, что у ребенка перегруз, советы нехитрые – больше гуляйте, игры должны быть спокойные, простые, и поток информации - как можно меньше.

В завершение беседы Наталья Валерьевна поздравила своих коллег с Международным днем учителя-логопеда, пожелала творческих успехов, удачи в работе, обучаемых детей и понимающих родителей, здоровья, оптимизма, мира, благополучия и счастья в доме.

А. МАХОНИНА
На снимках: Н.В. Морозова; играя в куклы, дети развивают речь, занятия перед зеркалом.
Фото автора

Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.