Газета Рабочая Балахна > Культура > Народная резьба по дереву Распечатать

Народная резьба по дереву


20:17 17.10.2014. http://Рабочая-Балахна.РФ

Уникальная коллекция образцов народного декоративного искусства.


Благодаря усилиям сотрудников Балахнинского музейного историко-художественного комплекса удалось собрать и сохранить в музейном фонде замечательные образцы русского народного декоративного искусства.

Многим из них уже более сотни лет. Самой большой является коллекция предметов из дерева. Это и удивительной красоты оконные наличники, украшенные рельефной «глухой» и «прорезной» резьбой, и предметы хозяйственной утвари, используемые в крестьянском быту – прядильные донца, рубеля для глажения, валки для стирки, ложки. Все это богатство оформлено «плоско-рельефной», «линейной», «трехгранно-выемчатой», «скобчатой», «скульптурной» резьбой. Имеются также пряничные доски, на которых мастера-резчики создавали различные сюжеты – мелкоузорной выемчатой резьбой. Почему же именно изделия из дерева занимают центральное место в Балахнинском музее?



Любимое искусство


Дерево было основным, самым доступным, а в некоторых случаях и единственным материалом для крестьянского хозяйства, резьба же по дереву – наиболее распространенным и любимым искусством. Издавна русский человек являлся искусным резчиком и древодельцем. «Дерево во всех его разнообразных бытовых формах - от зыбки и игрушки до гроба и намогильного креста – сопутствовало народной жизни. Трудовая рука крестьянина всегда находилась в связи с деревом: рубила, пилила, строгала, тесала, вырезала. Дерево играло роль хлеба в хозяйственно-бытовой жизни, и народное прикладное искусство развивалось и процветало, имея дерево своей постоянной и главной материальной основой», - писал исследователь народного искусства В.С. Воронов.

Во второй половине XIX в. более 62 процентов территории Балахнинского уезда было занято лесом, и для местных жителей использование его в хозяйстве было большим подспорьем. Так как «земля в уезде крайне неудобна к плодородию... население сильно терпит от неурожая хлеба… население обеспечивается местными и отхожими промыслами, кустарной промышленностью», - писалось в губернских отчетах того времени. Появление Макарьевской ярмарки, где можно было быстро и в большом объеме реализовать товар, «стимулировало появление среди нижегородцев многих одаренных мастеров, способных превратить глину, дерево, кожу или ткань в удивительное произведение народного искусства».

В конце XIX - начале XX вв. государство начинает оказывать ощутимую помощь кустарям. Народные мастера получают денежные пособия и льготные кредиты, снабжаются государственным сырьем – лесом, металлом, пряжей.

Одним из основных видов промысла была обработка леса. Самый лучший высокоствольный лес рос в северной части Заволжья и вдоль Московско-Нижегородской железной дороги. Он использовался в основном для судостроения на балахнинских верфях. Местные крестьяне покупали его для строительства домов и использовали в своих промыслах.

Традиционный дом русского крестьянина – изба. Она не только прекрасно сконструирована, прочно и добротно выстроена, но и искусно украшена резьбой или росписью.

На территории Поволжья в сравнительно небольшой срок – всего за один век - зародилась, расцвела и угасла оригинальная отрасль народного искусства.

С волжских судов – на избы


Этот тип резьбы был распространен с середины XVIII до начала XIX века. Сначала она украшала волжские суда – барки и расшивы, откуда и происходит ее второе название «барочная резь». Крупная, сочная, рассчитанная на рассматривание с дальнего расстояния, ее выразительность – в высоко выступающем над поверхностью фона скульптурном рельефе, который помимо чистой декоративности нес в себе и различную символику. Так, растительный орнамент являлся символом цветущей природы. Композиции, в которые входили звери, птицы, цветы, символизировали щедрость, плодородную силу Земли. Резные изображения львов, русалок, сказочных чудовищ служили раньше оберегами, охранявшими человека и его жилище от злых духов. Сказочная птица Сирин была символом счастья, обещанием радости и благополучия.

«Это резное искусство развилось в волжском судостроении. Нынче, когда прежние разукрашенные расшивы, мокшаны и коноводки вытесняются постепенно пароходами и баржами и корабельные резчики стали работать по деревням, ставни, наличники, карнизы и подкрылки к избам они вырезают с большим вкусом», -писал Владимир Даль.

Главным пунктом волжского деревянного судостроения в XIX столетии были Нижегородский, Балахнинский и Городецкий уезды. Они же являлись и районами наибольшей концентрации памятников «глухой» («корабельной», «барочной») резьбы. На волжских судах и на избах балахнинцев «глухая» резьба возникла почти одновременно. Проработав зиму на строительстве судов и спустив их на полую воду, судостроители с весны искали себе заработок по волжским деревням, строили там избы и украшали их «корабельной резьбой».

«Корабельная резь» - это конец XVIII столетия, а «глухая» резьба является производной от нее, принесенной сначала в прибрежные селения, а затем и в глубинные деревни плотниками-судостроителями. Орнамент был почти одинаков и на судах, и на избах. Резной убор украшал здания, сливался с его архитектурным решением и придавал дому праздничный вид. Такой искусной резьбы не знала ни одна губерния.



Лев и дракон – красота и символы


Украшением экспозиции «Русская изба» в «Усадьбе купца А.А. Худякова» служат резные оконные наличники, ранее украшавшие деревянный дом в Балахнинском уезде в конце XIX столетия. Сейчас это уникальный памятник народного резного искусства. Выполнены наличники «глухой» и «прорезной» резьбой. «Прорезь», как дальнейший этап «глухой» резьбы, новая форма архитектурной декорации в деревне. Если в обрабатываемой поверхности сделаны сквозные прорезы или пропилы – резьба «прорезная», «пропильная». Если сквозных отверстий нет, то эту резьбу называли «глухой».

Двустворчатые, распашные ставни и боковые части наличника, выставленного в экспозиции музея, украшены скромно. Особый интерес представляет фигурное изображение на доске «очелья» (верхняя часть наличника), выполненное сочетанием «прорезной» и «глухой» резьбы, и на нижней части наличника, где изображение нанесено «глухой» резьбой. На «очелье» помещен изображенный в профиль стоящий лев, с кудрявой гривой, длинным хвостом. Пасть открыта, язык высунут. Лев как будто предупреждает прохожих: «С плохими мыслями и замыслами не приближайся, дам отпор – я хранитель покоя в доме». Сбоку расположился растительный орнамент.

Нижнюю доску наличника мастер украсил «глухой» резьбой, выпилив сказочное животное – одноглавого дракона. Туловище, хвост и лапы – чешуйчатые, красивое резное крыло – раскрыто. Дракон левой лапой держит пойманную змею, которую заглатывает. Низ наличника украшен ажурной каймой, в виде листиков, выполненных «прорезной» (выпиловочной) резьбой.

Вадим Геннадьевич ПИРОГОВ -научный сотрудник Балахнинского музейного историко-художественного комплекса, отвечает за сохранность коллекции экспонатов из дерева. А коллекция эта очень богатая - резные наличники, посуда, деревенская утварь ХIХ в., рассоло-подъемные трубы ХVII в.

В.Г. Пирогов окончил два университета - Санкт-Петербургский государственный технологический и Нижегородский архитектурно-строительный.

Как и все научные сотрудники, Вадим Геннадьевич проводит экскурсии, а еще планирует показательные занятия со школьниками. ребята смогут ознакомиться с приемами работы с деревом и применяемыми для этого инструментами. - Уроки будут интересными, - обещает Вадим Геннадьевич Пирогов. Ведь он сам в детстве посещал кружок резьбы по дереву в Правдинском детском секторе, учась мастерству у Венеры Ивановны Крюковой.

Секреты мастеров


Выполнение «глухой» резьбы было доступно далеко не всякому, а лишь мастерам высокой квалификации.

Работали балахнинские резчики артелью, главный в которой был обычно и ее художественным руководителем. У него имелись рисунки резьбы, так называемые «припороки». По контурам рисунка были нанесены иглой отверстия. Поэтому, когда рисунок накладывали на гладко обструганную сосновую доску, обычно толщиной 4 – 6 см, и мастер припорашивал его холщовым мешочком с истолченным углем – «паузой», на доске отчетливо проступал весь контур фантастической ветви или чудо-зверя. Рисунок обводили плотницким карандашом, затем по торцу доски отмечали допустимую глубину рельефа, и резчик начинал работать несколькими закругленными долотами, выбирая фон и создавая рельеф.

Но мастер не оставлял острыми, прямо вырубленными края узора. Он «заваливал» узор, делал его более мягким, пластичным, способным создавать мягкую игру света и тени. Но и на этой стадии работа не прекращалась, ибо мастер считал необходимым «выгладить» шероховатую поверхность рельефа, нанести мягкие детали – жилки на листья, сделать более рельефными лепестки цветов, «разузорить» их серединки, подчеркнуть игру чешуек на хвостах русалок-берегинь. На этом кончалась резная работа: доска 2 – 3 раза покрывалась олифой (в целях консервирования) и иногда раскрашивалась. Технику нижегородской «глухой» домовой резьбы удалось установить исследователю народного искусства М.П. Званцеву со слов бывшего резчика Василия Михайловича Попова из села Владимирского Борского района в 1929 году.

Мастера-резчики


Над «глухой» нижегородской резьбой работали мастера-виртуозы, каждый из которых в совершенстве знал дело, был подлинным художником, вносившим в традиционный узор резьбы свои детали. Гордые своим мастерством, эти народные художники оставили нам свои имена, например, Михаил Малышев (д. Малые Вишенки), Федор Конкин, Александр Родионов, А. Молодцов - 1889г. (д. Бешенцево), С.Д. Удалов - 1872г. (Кстовский район). Свои замечательные изделия оставили нам и балахнинцы.

Дорогие друзья, прикоснуться к истории своей страны, жизни ее народа, его быта, вам поможет посещение Балахнинского музейного историко-художественного комплекса, где хранятся дорогие и ценные сокровища, доверенные нам предками.

Е. ЯНЧУК, научный сотрудник Балахнинского музейного комплекса
На снимках: образцы «глухой» и «прорезной» резьбы.
Фото Р. ПУЧКОВА
Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.