Газета Рабочая Балахна > Земляки > Ученики - мои друзья Распечатать

Ученики - мои друзья


18:55 4.10.2014. http://Рабочая-Балахна.РФ
Елена Александровна РАДАЕВА, заместитель директора по воспитательной работе и учитель начальных классов высшей категории школы №6, стала победителем национального проекта «Образование». Е.А. Радаева награждена дипломом правительства Нижегородской области и грантом губернатора.
В преддверии профессионального праздника корреспондент «РБ» побеседовал с педагогом о ее работе. Вот что Елена Александровна рассказала.



Более двадцати лет я преподаю в начальных классах своей родной школы и уже почти три года являюсь еще и заместителем директора по воспитательной работе. Большую роль в выборе профессии сыграла моя бабушка Татьяна Яковлевна Талагаева. Она работала в одной из сельских школ Рязанской области учительницей. С раннего детства я каждый год ездила к ней, присутствовала на ее уроках.
Примером и идейным вдохновителем для меня стала первая учительница - Надежда Александровна Солопова. Она и сейчас работает в школе №6 заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
Когда я девочкой переступила порог школы, сразу решила, что буду учительницей. В какое-то время, как и у всех детей, наверное, мои решения менялись – хотела быть артисткой, еще кем-то, но в результате остановилась на педагогике. И за все эти годы ни разу об этом не пожалела. Вероятно потому, что отношусь к тем счастливым людям, которым нравится своя работа.

В свое время заочно окончила Московский психолого-социальный институт по профессии «педагог-психолог». Педагогическую карьеру начала в детском доме НиГРЭС, совмещала работу с учебой. В детском доме прошла хорошую профессиональную школу, мой руководитель Анатолий Александрович Учаев очень многому меня научил, за что ему благодарна. На третьем курсе перешла работать в школу №6. Здесь меня встретили приветливо, в работе помогала директор Лариса Георгиевна Быкова – замечательная женщина и мудрый руководитель. Вообще мне всегда везло на хороших педагогов.
Сейчас моя жизнь уже настолько переплелась со школой, что иногда на вопрос «Где то-то и то-то?» я отвечаю: «Дома», подразумевая школу.

Насколько сложно совмещать должность учителя начальных классов и заместителя директора по воспитательной работе? Сложно. Выходных вообще не бывает. Потому что в выходные я начинаю готовиться к урокам на следующую неделю, вечерами – проверка тетрадей. В перемены тоже есть занятия. Например, сегодня в школе показывали видеоролики на тему безопасности дорожного движения, которые сняли старшеклассники. Так вот, весь мой 4 «в» класс проявил интерес и пошел смотреть. Потом мы на уроке обсудили ролики, каждый мог высказать свое мнение. Может моему классу отчасти и повезло, ведь они в курсе всех событий в школе.
Как заместитель я отвечаю за многое в работе педагогического коллектива, в том числе за всю внеурочную деятельность. Третий год я в этой должности, но до сих пор для меня здесь много непознанного.

О методиках


У нас в школе регулярно проходят заседания методического объединения, где мы знакомимся с инновациями, различными методиками преподавания, делимся опытом. Я вообще очень люблю учиться, с удовольствием посещаю НИРО, там всегда замечательные лекции, хорошие педагоги.
В нашей школе практически все учителя применяют те или иные инновационные методы работы. Я, например, восьмой год реализую метод проектов в начальной школе. Именно по этой теме я давала мастер-классы для педагогов нашего района.

Бывает, от родителей приходится слышать, что выполнение проектов и других дополнительных заданий, которые требуют творческого подхода, ложится практически целиком на родителей. Это несколько неправильная позиция. Родители не должны делать за ребенка, они должны выполнять задание вместе с ребенком. Это важно. Да, в начальной школе ребенку без помощи родителей многого не сделать. Ему как никогда в этот период требуется помощь и поддержка. Ваши старания окупятся сторицей - дети, с которыми правильно занимаются, уже в третьем классе способны самостоятельно выполнять задания и нередко владеют компьютером лучше, чем родители. Кроме того, готовя презентации, школьники начинают лучше работать с текстами, учатся выбирать главное.
Именно в начальной школе должны быть сформированы азы по проектному методу. Так как сейчас по «Стандартам второго поколения» в 9-м классе школьники уже должны самостоятельно создать и защитить свой проект.

О классных традициях


Одна из наших многолетних традиций - коллективные творческие дела. К ним готовятся все. Считаю, что такие формы помогают сплотить класс. Хотя часть родителей менее активна в плане подготовки каких-то мероприятий из-за занятости, и я их понимаю. Вместе с тем, они всегда готовы помочь в каких-то хозяйственных делах. Ну а когда проходит сам праздник, участников и гостей всегда очень много.
На протяжении трех выпусков начальной школы у нас проходил карнавал, это форма себя хорошо зарекомендовала. Дети вместе с родителями готовят костюм и на празднике защищают его. Всем нравится интеллектуально-развивающая программа «Праздник чая».

С прошлыми выпусками мы ходили в походы выходного дня. С нынешним классом такая форма не прижилась, но зато с этим классом мы каждый год в зимние каникулы с огромным удовольствием ездим кататься с горы. Ежегодно проводим мероприятие в бассейне.
И еще у каждого ребенка с первого класса появляется свой фотоальбом, куда вкладываются снимки с мероприятий, соревнований и другие. Альбом хранится в классе и ведется всю начальную школу.

О трудовом воспитании


У каждого в классе есть определенные обязанности. Класс разделен на «звездочки» (эта советская традиция сохранилась и хорошо работает), в сентябре проходят выборы, где и решается кто и за что будет отвечать.
Есть служба правопорядка, которая смотрит не только за дисциплиной в классе, но и за чистотой. Библиотечная служба помогает мне проверить учебники. Дети, кстати, делают это очень качественно. Медицинская служба следит за тем, чтобы класс вовремя проветривался.
В первом классе – обязанности сменные, в последующих – уже постоянные.

О национальном проекте


Решение принять участие в конкурсе в рамках национального проекта «Образование» было продиктовано скорее необходимостью защитить честь школы, чем своими личными амбициями. Для меня всегда самый важный «двигатель» в делах то, что «школе надо». Очень переживала, сомневалась, думала: «Куда я иду? Там же такие корифеи!» Но результат превзошел самые смелые ожидания, чему я, конечно, рада.

На конкурс необходимо было предоставить портфолио, подтверждающее результаты работы за три последних года. Опыт накоплен приличный, но все это было не систематизировано. Конечно, пришлось потрудиться, чтобы привести документы в порядок. Но с другой стороны в тот год я еще проходила аттестацию, и там тоже нужно было сделать порт-фолио. В большинстве своем требования перекликались. Это несколько облегчило задачу.
Раньше в областных конкурсах я не участвовала, только в районных. В 2004 году стала «Учителем года» Балахнинского района. Еще раньше побеждала в конкурсе «Вожатый года», на зональном этапе стала третьей. Был и районный «Самый классный классный», где завоевала третье место.

О семье


Моя дочка Дарья учится в 7 классе в школе №6. Как она видит свое будущее? Педагогом быть не хочет, склад характера у нее совершенно другой, чем у меня. Сначала она хотела быть архитектором, потому что учится в художественной школе, сейчас хочет стать фармацевтом. Время покажет, какую профессиональную стезю она для себя выберет.
Ну, а своих школьников в шутку называю двоюродными детьми. У меня даже в социальных сетях в друзьях почти одни дети – мои ученики.

Подготовила А. МАХОНИНА
На снимке: Е.А. Радаева со своим 4 «в» классом, Е.А. Радаева.
Фото автора

Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.