Газета Рабочая Балахна > Образование > За модернизацию, не изменяя традициям. Актуальные вопросы системы образования Распечатать

За модернизацию, не изменяя традициям. Актуальные вопросы системы образования


18:58 26.03.2014. http://Рабочая-Балахна.РФ

«Круглый стол»


Управление образования и социально-правовой защиты детства администрации района провело «круглый стол» с финалистками районного конкурса «Учитель года -2014». Участие в нем приняли начальник управления Е.И. Сугакова, зам. начальника О.В. Сироткина, директор информационно-диагностического центра Л.В. Шелест, а также учителя: Н.Е. Козлова (шк. №6), Е.Н. Мартынова (шк. №6), Г.Ф. Трифонова (шк. №17 п. «1-е Мая»), О.А. Банина (шк. №14), Н.К. Морозова (шк. №10 п. Гидроторф). Предлагаем вашему вниманию состоявшуюся беседу.



Решения ищем вместе


Е.И. Сугакова: - Уважаемые коллеги! Мы встретились для того, чтобы определить дальнейшие пути развития системы образования Балахнинского района. Три года идет модернизация системы образования. Вначале внедрялись государственные образовательные стандарты в начальном звене, сейчас начинают внедряться образовательные стандарты в среднем звене основного общего образования, а также в дошкольных учреждениях.

Мы работаем в рамках той концепции, которую выстроило министерство образования Российской Федерации. Многое сделано в системе образования нашего района в рамках модернизации. На сегодняшний день оснащены рабочие места педагогов. Идет развитие системы компьютерных технологий.

Мне бы хотелось услышать, какие трудности на сегодняшний день испытывают педагоги на местах, именно в рамках освоения информационных технологий, и что еще необходимо сделать, чтобы оптимизировать этот процесс. Со стороны управления образования предпринимаются определенные шаги. Помощь педагогам оказывает информационно-диагностический центр, организуются курсы. Мы стараемся облегчить нашим учителям задачу, по возможности проводя курсовую подготовку именно на уровне района, не выезжая за его пределы.

За первым шагом последует второй


Е.И. Сугакова: - С этого года начинается модернизация дошкольного образования. Хотелось бы услышать, как она проходит на данном уровне и что необходимо нам сделать в этом направлении.

За последние три года мы открыли в дошкольных образовательных учреждениях 502 дополнительных места. В областной целевой программе мы участвовали на условиях софинансирования. На сегодняшний день в Балахнинском районе выполнен наказ Президента Российской Федерации - на сто процентов у нас дети в возрасте от трех до семи лет обеспечены дошкольным образованием.

Но как решить проблему предоставления мест в дошкольных учреждениях хотя бы детям в возрасте с двух до трех лет? Возможно, мы не просто обсудим этот вопрос, но и наметим какие-то пути решения?

Итак, что вы видите хорошего в системе образования Балахнинского района и на что нам еще надо обратить внимание?

«Трудный возраст» -отроду два года


Н.Е. Козлова: - Наш педагогический коллектив испытывает большое удовлетворение от степени укомплектованности школы с технической стороны. Мы используем в своей работе информационно-коммуникативные технологии, информационные технологии и можем сказать за это большое спасибо. Я понимаю, что то место, где я работаю, – это настоящий рай для меня. Например, я могу, не вставая со своего рабочего места, с детьми поучаствовать в конкурсах онлайн. Можем использовать интерактивное пособие.

Активно пользуемся электронным дневником, который является большим подспорьем. Хотелось бы, чтобы это продолжалось, и то, чем владеют современные педагоги на уровне столицы, было и у нас. И с точки зрения обеспечения техникой, и чтобы у нас были соответствующие профессиональные навыки, и мы не стояли на месте и развивались.

Что касается системы дошкольного образования – эта тема мне близка. Признаюсь, по первому образованию - я именно «дошкольник». Действительно, проблема: двухлетних детишек родителям девать некуда. Между тем это возраст, который требует немалых усилий со стороны воспитателя. Вспоминая свой опыт мамы и свой опыт педагогической практики, уверяю, что возраст детей двух-трех лет - трудный с точки зрения педагога. Малыши в это время очень нуждаются в помощи взрослых, буквально начиная с каких-то бытовых вопросов, заканчивая своим развитием. Поэтому преклоняюсь перед теми педагогами, которые соглашаются работать на этих «маленьких» группах, и знаю, что родители хотят, чтобы таких групп было больше. Может, в нашем городе стоит подумать о создании ясельных групп. И набор туда вести не стандартно по 25 детишек в группе, а меньше. Наверное, это упирается в вопросы финансирования.

К вопросу о демографии


Е.И. Сугакова: - Действительно, обеспечение местами в дошкольных учреждениях детей в возрасте меньше трех лет требует больших дополнительных финансовых вложений, строительства новых помещений. На сегодняшний день у нас детские сады не просто наполнены, а даже переполнены. Это свидетельствует об улучшении демографической ситуации в стране. То, что повысилась рождаемость – это один из показателей благополучия населения.

Еще недавно большие очереди были и на получение мест в детских садах для детей с трех лет. Очень многое было сделано, чтобы исправить положение, причем в короткий срок. Выделены и отремонтированы помещения для дополнительных групп, и даже санитарные нормативы пересмотрены. Если прежде в группе было не больше 25 детей, сейчас разрешается 30, если площади позволяют. Сделан первый шаг, и программа на этом не закончилась. Обеспечение детей моложе трех лет стандартными группами не более 25 человек – это хорошее пожелание, к этому будем стремиться.

Хочу отметить, что у нас в Балахне и районе проблемы мам, особенно одиноких, находящихся в трудной жизненной ситуации, мы всегда стараемся решить, к каждому случаю подходим индивидуально.

«Если на экране никто не прыгает – учительница не готова к уроку»


Е.Н. Мартынова: - В недалеком прошлом был единый комплекс школа - детский сад. Мы, учителя, ходили к этим ребяткам, мы их видели, мы их вели и потом набирали из этих групп класс. Это большой плюс. Сейчас свободных помещений в садике нет, и классы там не открываются. Но это был положительный опыт. У детей были все условия и для учебы, и для отдыха. Изменилось и представление о том, с какого возраста должен учиться ребенок. Если раньше отдавали детей в первый класс в возрасте шесть с половиной лет, то сейчас первый раз в первый класс идут дети, которым уже семь – семь с половиной лет. Большинство родителей принимает именно такое решение.

В нашем современном ритме жизни все так быстро, у первоклашек сложная программа, компьютерное обучение. Впрочем, они ему только рады. На уроке обычную картинку покажи, и малышей в начальной школе уже этим не удивишь. Раньше повесишь плакат, и дети смотрят с интересом. Теперь, если на экране не бегают и не прыгают, дети в недоумении и делают вывод: «Учительница сегодня, наверно, к уроку не готова».



Эффективный контракт – и все счастливы


Г.Ф. Трифонова: - Только в нашей школе №17 и школе №4 есть прекрасные условия для первоклассников. Есть спальни, есть воспитатели, есть прогулки. Наши родители считают, что счастливы в этом плане. Они отдают детей в школу и не переживают, до пяти часов дети заняты.

Зарплаты у учителей стали хорошие, это очень радует. До недавнего времени маленькая была зарплата, тяжело было прожить, и жилье никто не предоставлял. Если раньше мы участвовали в конкурсах, занимались какой-то тренировочной работой и не спрашивали ни за что деньги, то сейчас все оплачивается. Это тоже счастье для учителей. Если работаешь хорошо, активно участвуешь в различных мероприятиях, то и получаешь больше. Стимулирующая часть оплачивается.

Сейчас идет разговор об эффективном контракте. Если раньше я просто выполняла свою работу хорошо, и не требовала ничего взамен, сейчас понимаю, что все в контракте прописано, и я должна на себя какие-то обязательства взять и их выполнять.

Е.И. Сугакова: - Эффективный контракт описывает ваш хороший труд, и вы понимаете, за что вам платят.

На сегодняшний день у нас нет федеральных денег за классное руководство. Но разве уменьшилась работа учителя по воспитанию детей? Ничуть, она, наоборот, с введением федеральных стандартов становится больше. И за это должна выплачиваться стимулирующая надбавка. Для этого есть субвенции.

К вопросу о едином комплексе школа - детский сад. Берем на контроль возобновление наших старых традиций общения воспитателя и учителя начального звена, который берет первый класс.

В первый класс идут родители. Поможем?


О.А. Банина: - У школы №14 было два детских сада, на базе которых учились первоклассники. Мы видели, что дети психологически были более готовы к школе. Я сталкиваюсь с проблемой подготовки самих родителей к тому, чтобы их ребенок начал учиться в первом классе. Поэтому есть предложение: нужно помогать родителям, которые должны решать, нужно их ребенку пойти учиться или может ему надо еще «посидеть» в садике. В моей практике были разные случаи. Вот даже сейчас, в моем классе в основном дети 2003 года рождения, но есть 2004 и 2002 г.р., и все они достаточно успешны. Была такая ситуация – ребенок пошел в школу, когда ему было 5 лет 8 месяцев. Его родители решили: он сможет учиться.

Что касается информационных технологий. Мы, например, уже созрели для того, чтобы в школе был электронный комплект учебников. Мы провели такой опрос, и большинство родителей, и бабушки с дедушками, и учителя за это.

Документооборот без единой бумажки


Е.И. Сугакова: - Это интересное решение. Прекрасно, что школа №14 уже хочет новых информационных технологий. Они применяются в школах все в большем объеме.

На сегодняшний день мы вынашиваем идею информационного документооборота. На курсах повышения квалификации в НИРО мы были на стажировке в одной из нижегородских школ. Там нет журналов на бумажном носителе и само собой – дневников, нет книги приказов. Все в электронном виде. В очередной раз едем в НИРО, заключаем договор. Но переход будет постепенным, хорошо подготовленным, чтобы не было сбоев. Вы понимаете, какая ответственность каждого педагога должна быть, чтобы в итоге результат оценок сохранился? А вдруг что-то выйдет из строя?

Когда мы впервые начали предлагать эту систему, она застопорилась. Не каждый педагог владел компьютерными технологиями. Но на сегодняшний день нет этой проблемы.

Виртуальная жизнь в электронном дневнике


О.А. Банина. - Мы тоже работаем с электронным дневником. И нам нравится. Это общение с детьми, с коллегами. Я дружу с одной дамой из Омска, с другой – из Архангельска. Мы обменивались работами, достижениями, например историческими материалами об Александре Невском.

Не наш профиль?


Н.К. Морозова: - Компьютер – хорошо, но все хорошо в меру. Читать хорошие книги, смотреть советские мультфильмы, слышать живую речь детям необходимо. Кроме того, компьютер не заменит общения с родителями.

Мы, учителя школы №10, оказались в достаточно сложном положении в плане создания профильных классов. Наша школа территориально удалена от других. Необходимо, чтобы предмет выбрало определенное количество детей. Если их 12 человек – будет профильный класс. А если два или три человека? Если всего один ученик хочет изучать химию так, чтобы быть конкурентоспособным при поступлении в вуз и отлично сдать государственную аттестацию? Нельзя ли как-то продумать на уровне района, чтобы для таких ребят была сетевая форма образования? К сожалению, наши ребята не очень хорошо выступают на олимпиаде по химии. Может, задания на олимпиаде дают такие, что там очень сложно? Разумеется, если ребенок хочет углубленно изучать этот предмет, я всегда с ним буду заниматься. Вопрос в другом: хотелось бы, чтобы на уровне района велась подготовка к олимпиадам с учетом специфики предмета.

Школа олимпиадного резерва


Е.И. Сугакова: - Вы, конечно, правы. Профильное обучение изначально предполагалось так: вот здесь должны углубленно изучать химию, здесь физику и математику и т.д. Проблема в чем? Директора не хотят отдавать детей в другие школы, чтобы создать эти профили. Мы работаем уже на протяжении ряда лет, и крупные школы, где есть два-три десятых – одиннадцатых класса, никаких проблем с созданием профильных классов не испытывают. Сложности возникают там, где один класс. И общеобразовательную программу надо, и профиль.

С той целью, чтобы дети имели возможность углубленно изучать выбранный предмет и серьезно готовиться к олимпиадам, мы в этом году наконец-то осуществили большую мечту – у нас работает школа олимпиадного резерва, пока по четырем предметам. С Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского заключили договор. Поставили цель, чтобы преподаватели университета учили не только детей, но обязательно работали с педагогами по вопросу подготовки детей к ЕГЭ.

Очень хорошая идея профильного сетевого обучения. Для отдаленных школ, где всего один десятый класс, и не создашь профиль, существует индивидуальный учебный план, факультативы. Ряд школ в районе третий год работает по этому плану. В итоге оказалось, что ничего сложного нет, несмотря на то что в одном классе дети могут выбрать очень разные предметы. Этот вопрос возьмем на заметку, чтобы провести на эту тему очередное совещание. Уважаемые коллеги! Было очень интересно услышать от таких признанных мастеров педагогического труда мнение о том, как меняется наша система образования и как в современных условиях меняется сам учитель, ваше видение дальнейшего развития. Желаю вам творчества и успехов!

Подготовила Л. ЧИСТЯКОВА
На снимках: участницы «круглого стола», финалистки конкурса «Учитель года - 2014» (слева направо): Н.К. Морозова, Г.Ф. Трифонова, О.А. Банина, Е.Н. Мартынова, Н.Е. Козлова; Е.И. Сугакова (слева).
Фото Р. Пучкова
Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.