Газета Рабочая Балахна > Земляки > Без неба не прожить
![]() Без неба не прожить21:30 21.02.2014. http://Рабочая-Балахна.РФ |
![]() Игорь Михайлович ЛИПАТОВ родом из Рязани, из семьи рабочих. Военных в семье Липатовых не было, поэтому, может быть, родители не очень приветствовали желание младшего сына Игоря связать свою жизнь со службой. Но детская мечта оказалась делом всей его жизни. Еще будучи дошкольником, Игорь увидел группу самолетов, пролетавших над городом во время подготовки к какому-то параду. И мальчика «зацепило». Первым шагом к карьере летчика стали занятия авиамоделизмом. После школы поступил в Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков. К тому времени у юноши уже были «в копилке» прыжки с парашютом. После четырех лет успешной учебы в числе других молодых выпускников Игоря направили в город Эберсвальде-Финов в Германию в группу советских войск. Местом службы стал известный боевой авиационный полк с хорошей школой подготовки. Первоначально Липатов летал на МИГ-23, а затем научился управлять МИГ-25. «Это легендарные сверхзвуковые самолеты-перехватчики, способные летать на больших высотах с большой скоростью, - рассказывает Игорь Михайлович. – Необходимость переподготовки всего полка возникла потому, что вблизи границ ГДР и ФРГ часто пролетал американский самолет «Lockheed» SR-71. Это стратегический сверхзвуковой разведчик ВВС США. Неофициально назывался «Черный дрозд». ![]() В 1991 году очередной перевод - в Истомино. Переезд совпал с известными событиями в Москве - попыткой захвата государственной власти ГКЧП. На новом месте Игорь Михайлович только и успел, что командиру представиться. Объявили тревогу, все находились в полной боевой готовности. Время тогда было напряженное. Еще на Дальнем Востоке Липатов освоил новую технику - МИГ-31. Этот самолет, кстати, до сих пор стоит на вооружении только нашей страны и считается одним из лучших перехватчиков. Став командиром эскадрильи, Липатов занимался подготовкой молодых летчиков. «В какой-то момент нас присоединили к Саваслейскому центру подготовки летного состава, -продолжает разговор офицер запаса. - Были тогда и особые учения, особые стрельбы, очень интересные полеты, командировки». ![]() Десять лет отслужил наш летчик в Истомино. И вдруг сообщение: боевой полк, созданный 22 февраля 1942 года, решили сократить. Как можно было просто зачеркнуть и выкинуть такую историю, огромный опыт?! Командиры, офицеры всеми силами пытались отстоять родной 786-й истребительный авиационный полк ПВО, обращались во все инстанции. Но тщетно… Эскадрилью Липатова вместе с техникой и личным составом направили в Бежецк, в объединенный полк. Там наши офицеры и прапорщики хорошо зарекомендовали себя – «Истоминская» эскадрилья была в почете! В общей сложности военной службе Игорь Михайлович отдал 30 лет. В 2006 году ушел в запас в звании подполковника. Сидеть дома сложа руки – не в его характере, и Липатов начал осваивать новую для себя профессию - слесаря механосборочных работ на Правдинском радиозаводе, сейчас является начальником лаборатории испытания материалов. Живет по-прежнему в Истомино. Общается с бывшими однополчанами, особо отмечают друзья военные праздники, юбилейные даты. Так, например, на 75-й «день рождения» 786-го полка в Истомино собрались более 300 человек! Из детей Игоря Михайловича никто не пошел по военной стезе, но подполковник охотно делится своими знаниями, воспоминаниями с подрастающим поколением – кадетами НКШИ. По словам Липатова, любовь к авиации не искоренить. Буквально на коленях в гараже он начал собирать небольшой одноместный самолет. Около пяти лет занял процесс создания этой машины, возможности которой были опробованы на родной взлетной полосе в Истомино. Игорь Михайлович представил свою работу коллегам по работе накануне 50-летия Правдинского радиозавода и получил поддержку. Активно общается И.М. Липатов в тематических сообществах в социальных сетях со многими самодельщиками, консультирует их, делится опытом. «Многие любители авиации делают самолеты и считают, что раз уж авиамоделист, значит, и летать сможет запросто, - говорит летчик. -Но они, как правило, не профессионалы, не обучены летать. А самолет ошибок не прощает!» ![]() В Балахне есть авиамоделисты, но занятия в таких кружках проводятся с детьми, а это начальный уровень. Получается, что такие специалисты, как И.М. Липатов, в данной сфере у нас не востребованы. Есть желание у Игоря Михайловича организовать планерную школу для молодежи, подобные учебные заведения работают во многих российских городах, есть и аэродром. Но для реализации такого масштабного проекта, естественно, требуется поддержка. Эта тема его очень волнует, и потенциал для воплощения замысла есть. Может, и этой мечте суждено сбыться? А. МАХОНИНА На снимках: И.М. Липатов рядом со своим самолетом «Арго-02»; Дальний Восток - (слева направо) майор И.М. Липатов, майор А. Мурычин, подполковник Смирнов; подполковники Р. Костенюк и И.М. Липатов, г. Бежецк; самолет Липатова - «Арго-02». Фото из личного архива И.М. ЛИПАТОВА Поздравляю бывших однополчан, а также всех, кто сейчас выполняет свой воинский долг и стоит на страже Родины или уже отслужил - с Днем защитника Отечества! Желаю мирного неба над головой, профессиональных и личных успехов, благополучия, здоровья и душевного спокойствия! И.М. ЛИПАТОВ Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. |