Газета Рабочая Балахна > Интервью > Е.Петросян: Смех - дело нравственное Распечатать

Е.Петросян: Смех - дело нравственное


21:14 14.02.2014. http://Рабочая-Балахна.РФ
-   Здравствуйте, Евгений Ваганович! Очень приятно с вами встретиться и познакомиться лично.

- Здравствуйте, доброго всем здоровья! С радостью приветствую и вас!

- Глядя на вас, понимаю: в жизни вы такой же обаятельный, как и на экране.

-   Спасибо большое за добрые слова. Хотя это я должен расточать девушкам комплименты, а мне уж поздно. Отцвели уж давно хризантемы в саду.

- Но мы надеемся, есть еще порох в пороховницах!

- Да порох-то есть, но вот с выстрелом плохи дела.



Так весело и непринужденно началась наша беседа с народным артистом России Е.В. Петросяном. 31 января он посетил Балахну в рамках гастролей по городам Нижегородской области и Поволжья. И его выступление стало для зрителей нашего города настоящим праздником юмора. Обычно Евгений Ваганович не дает интервью, но для нас сделал исключение и ответил на наши вопросы.

-  Что, на ваш взгляд, важнее для сегодняшней России - юмор или сатира?

-  Да все нужно, просто это разные эстетические категории. Юмор поднимает настроение и даже лечит. Вырабатывает гормоны, которые укрепляют иммунитет. Один из них - гормон радости. Еще юмор – это метод мышления, способ выражения мысли. А сатира – это идея нашего разговора. Идея отрицания и высмеивания чего-либо. В то время как юмор создает мнение общества, сатира заставляет задуматься над тем, как сделать так, чтобы людям жилось легче на этом свете.

-  Вы говорите - юмор вырабатывает гормон счастья. Как думаете, много людей вы осчастливили этим вечером?

- Надеюсь, много. Зрители смеялись, их лица светились улыбками. Значит, юмор выполнил свою функцию. Гармон счастья выработан!

-   Говорят, юмористу важно уметь смеяться над собой. А вы обладаете самоиронией?

- Стараюсь. Вообще, если человек обладает самоиронией, это значит, что он сильный. Не всякий способен над собой смеяться. Не всякая нация способна над собой смеяться. И не всякая страна. Но, если страна смеется над собой, значит, у нее есть будущее. Как говорил Тургенев: «Смешного бояться - правды не любить». Если в тоталитарном режиме смех ограждался и считался пошлостью, то в современной России смех считается нормой. Люди могут позволить себе смеяться над тем, что у нас в стране не так, и попытаться разобраться в окружающей обстановке.

Другое дело, что смех смеху рознь. Бывает юмор безнравственный. Когда Иисуса Христа вели на Голгофу, стража высмеивала его стремление помогать людям. Это, пожалуй, самый жестокий пример неправильного смеха. Своим артистам в театре миниатюр «Кривое зеркало» я всегда говорю, что смех – это дело нравственное. Ведь зачастую молодые артисты забывают об этом. Особенно те, кто не имеют специальности в сфере культуры. Вообще, в наше время на эстраде преобладает самодеятельность и нарушаются главные каноны искусства. Юмористы позволяют себе выражаться нецензурно, потешаются над собеседником и строят свой юмор на унижении его достоинства. Это ужасно. Жаль, что такой юмор в моде.

-  И что же сделать, чтобы исправить ситуацию?

- Как минимум, провести работу с прессой. Как правило, ее представители не стремятся объяснять молодежи, что хорошо, а что плохо. «Чернят» всех подряд, не зная, правильно это или нет, лишь бы пустить сплетни. Вот такая у нас безответственность…

-  На сцене вы уже пятьдесят лет. Когда решили, что станете артистом?

-  В 12 лет. Начинал в школьной самодеятельности. В 17 я уже был профессиональным артистом. Затем много лет я был конферансье. И, надо сказать, занимал ведущее место в жанре. Позже я стал выступать как юморист. Один за другим выходили концерты. Но мне и этого показалось

мало, и я решил возродить старинную форму театра миниатюр, но уже на современном этапе развития.

- Что-то вроде театра Аркадия Райкина?

-  Не совсем. У него был театр одного актера с партнерами. А мой театр принадлежит многим артистам. Своеобразным и составляющим общую мозаику этого ансамбля. Такова была изначальная задача. Которая, я считаю, выполнена. За десять лет на телевидении было выпущено около ста спектаклей. И это настоящий рекорд для театра. Мы затронули все виды юмористического искусства - от эксцентрической клоунады до публицистического фельетона.

-  Кстати, о телевидении. Оно помогает или все-таки мешает работе артиста?

- И мешает, и помогает в равной степени. Бывает, на телевидении неадекватно подается материал, неправильно записывается реакция зрителей, иногда передача тиражируется не в том количестве, в каком необходимо. Получается, что зритель не захочет идти на концерт, будет загублена концертная работа артиста. Но, с другой стороны, телевидение выполняет и полезную функцию, артист становится ближе к зрителям.

-  Много ли артистов вашего уровня гастролирует по России?

- Думаю, что много. Вот и я тоже. Хотя, насколько меня хватит, не знаю. Будем надеяться, в вашем городе я не в последний раз. До новых встреч!

С мэтром юмористического жанра общалась Е. МАКСИМУШКИНА
Фото из личного архива автора
Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.