Газета Рабочая Балахна > Культура > «Фотокор» с «гармошкой» Распечатать

«Фотокор» с «гармошкой»


18:55 29.11.2013. http://Рабочая-Балахна.РФ
7 января 2014г. исполняется 175 лет изобретению фотографии. Этому событию посвящена выставка, открывшаяся в музее К. Минина.
На ней – уникальные фотографии и фототехника, любезно предоставленные балахнинскими краеведами В.А. Радонежским, В.Г. Гагариным, Е.С. Сивухиной, а также из фондов Балахнинского музейного комплекса.

Экспонаты в какой-то степени отражают путь советской фотографии. Кажется, совсем недавно доступные большинству надежные советские фотоаппараты и сделанные с их помощью снимки были частью жизни многих балахнинцев. Теперь все это в прошлом и имеет историческую ценность. В 90-х годах прошлого века их вытеснили цифровые камеры. Совершенно не знакома с советской фототехникой современная молодежь. Поэтому приглашенным на открытие выставки учащимся школы №6 все было интересно и удивительно. С большим вниманием ребята слушали рассказ Владимира Александровича Радонежского о долгом пути становления фотографии, открытие которой связывают с тремя именами - французов Жозефа Нисефора Ньепса и Луи Жака Дагерра, а также англичанина Фокса Тальбота.

На выставке представлены советские любительские фотоаппараты 30-80-х годов прошлого столетия. Их изготавливали несколько предприятий. Фотоаппараты в продаже были всегда. Среди крупноформатных экспонатов на выставке - «Фотокор», формат его кадра 9х12 см. «Фотокор» выпускался Государственным оптико-механическим заводом в 1930-1941 гг. в Москве и представлял собой универсальную прямоугольную камеру с откидной передней стенкой и двойным растяжением меха. На выставке есть фотография, снятая «Фотокором» весной 1941г. На ней Владимир Александрович Радонежский в шестилетнем возрасте. Снимок сделал дядя, который вскоре погиб на фронте.



В числе образцов среднеформатных фотоаппаратов на выставке представлены «Москва», «Искра», «Спутник», «Любитель». В них использовалась пленка шириной 60 мм, а кадры получались форматом 6х6 см, 6х9 см.
Ряд фотокамер на выставке – малоформатные. Например, «ФЭД». Этот фотоаппарат для 35-миллиметровой фотопленки применялся фоторепортерами во время Великой Отечественной войны. Очень долго он был наиболее популярен у профессионалов и любителей. С «ФЭДом» начал постигать фотодело и Виктор Георгиевич Гагарин, который поделился на открытии выставки своими воспоминаниями. Фотографией он, будучи пятиклассником, увлекся в 1956г. благодаря отцу Георгию Герасимовичу, который наряду с другими фотолюбителями Балахны выставлял свои снимки в Доме культуры ГоГРЭС.

«ФЭД» был скопирован с немецкой «Лейки» - первого в мире пленочного фотоаппарата. Помните строки из «Песенки военных корреспондентов» Константина Симонова, служившего на фронте военкором: «С «Лейкой» и блокнотом, а то и с пулеметом сквозь огонь и стужу мы прошли»? Поначалу «ФЭД» выпускался трудовой коммуной имени Феликса Эдмундовича Дзержинского, а потому и название получил от его инициалов. Малоформатные фотоаппараты на выставке - «Зенит», «Зоркий». Они - модификации «ФЭДа» с форматом кадра 24х36 мм. Представлена модификация «Зенита» - «Фотоснайпер», созданный для фотографирования крупным планом удаленных объектов. Он напоминает по виду ружье, снабжен удлиненным фотообъективом и укреплен вместе с ним на держателе в виде ружейной ложи.



Малоизвестен посетителям «ФТ-2» - фотоаппарат для панорамной съемки архитектуры и пейзажей. Своей миниатюрностью привлекает «Киев-Вега». У советских фотографов «Киев-Вега» ценился не только за малые размеры и массу, но и за высокую надежность и работоспособность при разных температурах воздуха.
У приходящих на выставку посетителей старшего поколения ностальгию вызывает «Смена». Именно с ее помощью начинающие фотографы осваивали такое непростое фотодело. «Смена» стоила дешево – всего восемь рублей. Несмотря на простоту в обращении, фотоаппарат позволял делать хорошие качественные снимки. Для молодежи, серьезно увлекшейся фотографией, он был хорошим стартом для освоения более сложной техники.

Под впечатлением увиденного поделилась воспоминаниями Елена Сергеевна Сивухина. В детстве ее старший брат, как и многие балахнинские школьники, ходил с фотоаппаратом. Он фотографировал, а сестре поручал готовить химические растворы для проявления и закрепления снимков. Для Елены Сергеевны это был очень увлекательный и ответственный процесс. Он требовал точного соблюдения пропорций химикатов и воды. Самыми волнующими минутами для нее были погружение в раствор пленки и фотобумаги и проявление на них изображения.

О своей коллекции фотоаппаратов рассказал Владимир Дмитриевич Ремизов.
Чем дальше запечатленное на бумаге событие, тем больше осознаешь важность фотолетописи. Особенно поражают фотографии начала прошлого века. Они напоминают живопись и словно наполнены воздухом, светом. В них можно вглядываться бесконечно.

- Настоящий шедевр, - делится впечатлениями одна из представительниц старшего поколения. – Посмотрите, какая супружеская пара, какая у них горделивая осанка, одухотворенные лица. Нельзя сказать, что они специально позируют, хотя замерли и ждут сигнала фотографа. Поза совершенно непринужденная, никакого напряжения. А как умело подобраны костюмы, антураж, ничего лишнего! Это ж образец семейного портрета.
Просто удивительно, что такого высокого художественного уровня изображения можно было достигнуть средствами, существовавшими еще только в начале развития фотографии, когда она была черно-белой.

Самый старинный на выставке фотоаппарат – оригинальный. Его владелец заменил штатный объектив фотокорпуса на объектив парижской фирмы DARLOT. Эта оптическая фирма изготавливала объективы во Франции с 1828 по 1895 годы - период изобретения и совершенствования процесса фотографии. Затвор для техники не предусматривался. Экспозиция (выдержка) определялась фотографом «от руки», то есть снятием крышки с объектива. Возможно, такой техникой были сделаны снимки 1920-х годов - деревянная Спасская церковь с колокольней на берегу Волги, баржи на реке, наводнение на ул. К. Маркса, инженеры и рабочие строящейся ГоГРЭС.

Выставка привлекает большое внимание взрослых и детей. Об этом свидетельствуют оставленные ими отзывы. Вот некоторые из них: «Поражает разнообразие экспонатов… Замечательно, что есть люди, сохранившие столько фотоаппаратов… Впервые познакомилась с «гармошкой». Спасибо за интересный рассказ». Музей К. Минина приглашает жителей и гостей города посмотреть выставку, поделиться своими впечатлениями.

Н. ГОРБУНОВА
На снимках: В.А. Радонежский рассказывает об экспонатах выставки; легендарный «Фотокор»; перед глазами посетителей предстает настоящая фотолетопись.
Фото М. Говоровой и автора

Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.