Газета Рабочая Балахна > Интервью > Когда со звуками на «вы» Распечатать

Когда со звуками на «вы»


20:35 20.11.2013. http://Рабочая-Балахна.РФ
Зачастую к логопеду обращаются, чтобы исправить дефекты речи. Но существует еще ряд проблем, справиться с которыми помогает этот специалист.

О том, чем же занимается логопед, корреспонденты «РБ» побеседовали с логопедом детских поликлиник Балахны и Правдинска Верой Максимовной Моисеенко.



- Вера Максимовна, расскажите о себе: где родились, учились, работали?

- Я – уроженка Балахны. Училась в школе №7, а два старших класса – в только что отстроенной школе №4. Всегда была отличницей, учеба доставляла мне удовольствие. После школы поступила в Горьковский государственный университет имени Лобачевского на историко-филологический факультет. После его окончания меня пригласили на работу учителем русского языка и литературы в коррекционную школу VIII вида города Балахны. Но методика, которой меня учили в университете, больше подходила к обычным детям с нормальным умственным развитием. И через несколько лет я поступила в московский вуз на дефектологический факультет по специальности «специальная коррекционная педагогика и логопедия». Окончила его в 1980г. – в год Олимпиады в Москве. Мне повезло, я видела и многие игры, и участников соревнований. Затем вернулась в коррекционную школу и работала там еще год.

-  Как же получилось, что вы сменили сферу образования на медицину?

-  Однажды мне позвонила главный врач детской больницы Валентина Ивановна Чурдалева и предложила должность дефектолога у них в детской поликлинике. И я

согласилась. В феврале 2014 года будет 32 года, как я здесь работаю. Первоначально логопедом я должна была работать только в Правдинской детской поликлинике, но ко мне привозили детей со всего района. В Балахнинской детской поликлинике не было врача-логопеда. Мне было жалко ребят из поселений, которых родителям приходилось возить на нескольких автобусах, ведь тогда не было единого маршрута до Правдинска. И я предложила Валентине Ивановне, чтобы часть своих рабочих часов я работала в Правдинске, а часть – в Балахне. Так до сих пор и тружусь в двух поликлиниках.

- Много детей приходит к вам на прием?

-  Пациентов много. Каждый год по-разному: 200, 260, 320 ребят. Кто-то приходит просто на консультацию. Иногда можно родителям объяснить суть дефекта, «поставить» язычок ребенку на место. А бывают сложные дефекты, с которыми приходится много работать.

-     Почему некоторые звуки, например «р», «л», «ж», «ш», такие трудные для малышей?

-  Здесь причин может быть несколько. Есть нарушение фонематического слуха (это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи). Есть слабость артикуляционного аппарата – слабость мышц. Это результат микротравм, полученных при родах.

- Какова роль культуры речи в семье? если у кого-то из членов семьи неправильное произношение, скажется ли это на произношении у ребенка?

- Конечно, речь человека формируется по подражанию. Ребенок все копирует от людей, его окружающих:

и произношение, и ударение, и вообще словарный запас.

-  Можно ли в развитии речи ребенка «упустить момент», до какого возраста все нарушения исправляются легко?

-  Раньше были инструкции, что логопед начинает заниматься с ребенком с пятилетнего возраста. Но практика показывает, что есть некоторые дефекты, которые начинать исправлять в пять лет – поздно. Для профилактики нужно обязательно показать ребенка специалисту еще в раннем возрасте, чтобы избежать проблем в будущем. В полтора года врач посмотрит длину язычка, подъязычную связку, то есть подвижность артикуляционных органов. В два года определит запас слов.

- Когда дети должны начинать говорить?

- В год ребенок должен произносить 20 простейших слов: мама, папа, баба, киса, дай и другие. В два года появляются словосочетания и простейшие предложения. К трем годам должны появиться развернутые предложения.

- Далеко не у всех есть возможность посещать развивающие занятия. как можно самостоятельно заниматься дома?

- Сейчас много доступной учебной литературы по логопедии. Но сначала лучше обратиться к специалисту. Логопед подскажет, с чего лучше начать. Потому что к каждому ребенку нужен индивидуальный подход. А потом, если дефект несложный, занятия можно продолжить дома самостоятельно.

- Сколько занятий обычно требуется для постановки звука, а сколько – для его закрепления?

- У всех по-разному. Если подвижность артикуляционных органов сохранна, фонематический слух в норме, то звук можно поставить быстро. Также в закреплении звука - все индивидуально. Многое зависит от личного самоконтроля и общего развития ребенка.

- Чья роль в процессах закрепления звуков больше - логопеда или родителей?

- Мы здесь работаем в паре. Я поставила звук, закрепила. А родители должны помочь найти контакт с ребенком, чтобы он и дальше произносил все звуки правильно.

-  Какие еще задачи помогает решить логопед, например, в школьном возрасте?

- У некоторых школьников наблюдается нарушение письма и чтения, в основе которых лежит нарушение фонематического слуха. Ребенок может произносить все правильно, а вот пишет неверно. Подобный дефект очень тяжело поддается коррекции. И многие родители даже не подозревают о его существовании.

-  А взрослые пациенты к вам обращаются за помощью?

- По всем правилам мне запрещено заниматься со взрослыми людьми. Но взрослого логопеда у нас в районе нет. И так как я денег за свои консультации не беру, то моя совесть чиста, я не отказываю в помощи. Как-то обратилась девушка, попросила исправить «картавость», из-за этого дефекта ее не хотели брать на работу. Все исправили, и она получила заветную должность.

-  Какова доля универсальных методик и личных находок?

- Я учусь всю жизнь. Плохо, когда не знаешь чего-то в своей профессии. Периодически встречаюсь со своими коллегами на семинарах, конференциях. Обмениваемся опытом. Поэтому есть общепризнанные приемы в логопедии, а есть и свои наработки. Ведь к каждому пациенту нужен индивидуальный подход. Нет единой формулы лечения.

- Спасибо за интересное интервью.

М. ГОВОРОВА
На снимке: В.М. Моисеенко.
Фото Р. ПУЧКОВА
Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.