Газета Рабочая Балахна > Земляки > О доброте и белых лебедях Распечатать

О доброте и белых лебедях


20:25 30.10.2013. http://Рабочая-Балахна.РФ
Нынешняя осень для спецшколы-интерната восьмого вида – 45-я. Вместе с этой знаменательной для учебного заведения датой свой юбилей отмечает и преподаватель А.В. Окунева.

Анна Валерьевна Окунева работает в школе-интернате десять лет и ни разу об этом не пожалела.
В детстве она и не думала быть педагогом. Окончив школу, хотела стать биологом или медиком, а в Нижегородский педуниверситет поступила по совету отца. Получив направление от городского отдела образования, подала документы на факультет психологии и педагогики.

Специфику работы узнала во время обучения и прохождения практики в детских садах и школах Н. Новгорода. После окончания учебы с красным дипломом по специальности «Коррекционная педагогика. Специальная психология» и получения одновременно второй специальности «Английский язык» у молодого специалиста был выбор - остаться в Нижнем или вернуться в Балахну.

- Выбрала малую родину и не раскаиваюсь. У нас хороший коллектив, наша спецшкола в Нижегородском институте развития образования на хорошем счету, - говорит А.В. Окунева.
Первый урок, классный час, Анна Валерьевна вела десять лет назад в девятом классе, рассказывала учащимся об истории Балахны. Большинство детей в классе были сиротами, так как школа в то время была интернатом. В классе училось десять-двенадцать человек. Самая главная задача для учителя тогда, как и сейчас, - научить ребят трудиться: мыть полы, готовить, следить за своим внешним видом, уметь выполнять садово-огородные работы и, конечно, дать элементарные знания по общеобразовательным предметам.

Детям необходимо было помочь социально адаптироваться в обществе. Разница в возрасте между недавней выпускницей вуза и учениками была совсем небольшой, но дети с первого дня обращались к учителю по имени-отчеству. И спрашивали: «А вы когда от нас уйдете? У нас мальчик стульями кидается». Прежняя учительница того девятого класса ушла, не доведя их до выпуска. Она была по профессии биологом и нашла работу по специальности.
- Таким образом дети меня проверяли, и я их успокаивала: «Никуда от вас не уйду», - улыбается Анна Валерьевна. – Сейчас у меня тоже девятый класс, ребятам от 15 до 18 лет. Я познакомилась со своими учениками в 2005 году, когда им было 7-10 лет. В моем классе две девочки, остальные - мальчики. В него были набраны дети с тяжелой степенью умственной отсталости.

Недавняя выпускница не побоялась взяться за весьма ответственное дело - первой в Балахнинском районе начала работать с такими ребятами.
Этот девятый класс - второй выпуск для Анны Валерьевны Окуневой. Между первым и вторым выпусками она отмечает большую разницу. Выпускники десять лет назад имели более сохранный интеллект. Их современные ровесники по интеллекту слабее. Такие дети раньше переводятся на индивидуальное обучение. У Анны Валерьевны их двое, к ним она приходит два раза в неделю. С одним из учеников учитель занимается на дому, с другим, первоклассником, - в Правдинском детском доме.

- Со всеми стараюсь быть ласковой и доброй, - рассказывает педагог. - У нас сложились доверительные отношения, дети рассказывают свои тайны, спрашивают совета. Ученики иногда расстраивают меня, но потом осознают свои поступки. Сегодня на уроке рисования мальчик, озорничавший накануне, карандашом нарисовал цветы, а над ними написал: «Простите, Анна Валерьевна, за все». А другой мальчик, чтобы искупить свою вину, пошел на школьный двор сгребать опавшие листья и мести дорожки, хотя я его об этом не просила.

Анна Валерьевна преподает десять предметов, кроме музыки и трудового обучения. У учащихся щадящий режим, заданий на дом нет. Педагог старается повысить интерес детей к учебе нетрадиционными методами. По скоростной методике учит рисованию. Этот опыт переняла у бывшего школьного логопеда Т.В. Луцковой, рисование для которой было хобби. Ее ребята с ограниченными возможностями здоровья даже занимали призовые места во всероссийском конкурсе. Сейчас у Татьяны Васильевны своя студия рисования в Н. Новгороде. А более способные ученики Анны Валерьевны нарисовали на весь класс офтальмотренажеры, маски к спектаклям. Ее воспитанники посещают мероприятия учреждений культуры, участвуют в конкурсах.

Анна Валерьевна хвалит своих воспитанников за умение рукодельничать и развивает в каждом ребенке то, к чему он больше способен. Дети увлекаются модульным оригами, несмотря на то что эта работа монотонная, требует большой усидчивости. На одного маленького лебедя надо заготовить 450 треугольников. Увлечение детей поддерживают и родители. Они тоже участвуют в изготовлении мелких деталей. Игрушки получаются очень аккуратными. Любят ребята и квиллинг – скручивать бумажные ленточки и делать из них аппликации, а также складывать из гофрированной бумаги цветы.

В своей параллели Анна Валерьевна сотрудничает со Светланой Викторовной Лоскутовой. У нее те же проблемы. Когда они начинали работать в школе, для детей с тяжелой степенью умственной отсталости не было в нужном количестве методических разработок, оборудования, наглядного материала. Разработками занимались самостоятельно, их утверждала администрация школы. А сейчас некоторые разработки заимствуют учителя общеобразовательных школ. В этом году Анна Валерьевна участвовала в конкурсе «Учитель года», где была награждена дипломом за активность. Присутствовавшие на конкурсе учителя коррекционных классов общеобразовательных школ благодарили коллегу за уроки. Хорошие отзывы они дали, побывав на открытых уроках в спецшколе восьмого вида, где недавно состоялся районный семинар для руководителей школьных методобъединений учителей начальных классов.

Администрация школы так отзывается о своем учителе: «Анна Валерьевна сама разрабатывает большое количество дидактического материала, соответствующего возможностям учащихся, создает компьютерные презентации, позволяющие сделать материал для детей с ограниченными возможностями здоровья более понятным и доступным для усвоения. Родители учащихся относятся к учителю А.В. Окуневой с огромным уважением, теплотой и признательностью, с благодарностью за успехи своих детей».

- Мы долго не видим результат своего труда, - говорит педагог, - но наши дети добрее, отзывчивее и терпимее друг к другу. В выходные дни и находясь в отпуске, переживаю за детей. А они, бывает, звонят по мобильнику даже ночью, если с родителями нет контакта.
У Анны Валерьевны Окуневой есть свой персональный сайт в сети работников народного образования, где она делится своим опытом и учится у других. Всем интересующимся проблемами детей с ограниченными возможностями здоровья она предлагает оставлять свои вопросы и пожелания на этом сайте.

Н. ГОРБУНОВА
На снимке: А.В. Окунева - вот таких лебедей делают ее ребята.
Фото автора

Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.