Газета Рабочая Балахна > Актуально > 20 лет избирательной системе РФ. Мы выбираем
20 лет избирательной системе РФ. Мы выбираем19:19 16.09.2013. http://Рабочая-Балахна.РФ |
Основные этапы становления современной избирательной системы Российской Федерации и Нижегородской области. Ушли в прошлое выборы без выбора и стопроцентная явка с таким же предсказуемым результатом. На смену имитации выборов пришла реальная борьба за место в органах представительной, законодательной и исполнительной власти. Фактор стабильности и основа демократииПравила диктовали история демократии и реалии российской действительности. Вместе со страной этапы становления избирательной системы прошел каждый гражданин России. И сейчас она не только соответствует общемировым нормам, но и постоянно совершенствуется. А важность стабильной в основах и «живой» системы участия жителей страны в ее управлении трудно переоценить. «Российская Федерация исходит из того, что свободные демократические выборы, референдумы являются нормой общественной жизни страны, важной конституционной и признанной в международном сообществе гарантией внутреннего политического порядка, фактором стабильности в отношениях между государством и гражданским обществом, – отметил председатель ЦИК России В.Е. Чуров в выступлении на VI Всероссийском конгрессе политологов. - Справедливая избирательная система – основа демократического устройства государства, корректно учитывающая волеизъявление избирателей на выборах, референдумах». Первые шагиНачиналось все с объявления референдума по новой Конституции Российской Федерации и первых выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в декабре 1993 года. Указом Президента РФ был утвержден состав Центральной избирательной комиссии. Ее постановлением на территории Нижегородской области были образованы 6 окружных избирательных комиссий. В новой стране необходимо было изменить все - юридические нормы, процедуры, учреждения и гарантии, обеспечивающие реализацию конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Изменения прошли на всех уровнях, и, естественно, Нижегородская область была включена в процесс преобразований. Решением Нижегородского областного Совета народных депутатов «Об избрании представительного органа власти Нижегородской области» назначены выборы в Законодательное собрание Нижегородской области, а решением «О местном самоуправлении в Нижегородской области» утверждено Положение о выборах в сельские, поселковые, городские Думы Нижегородской области. Постановлением ЦИК РФ создана областная избирательная комиссия по выборам в Законодательное собрание Нижегородской области. Были проведены выборы в новый представительный орган власти области, а также в представительные органы местного самоуправления – 26 городских, 38 поселковых и 11 сельских Дум. Президент РФ подписал Указ «О разработке и создании Государственной автоматизированной системы «Выборы», регламентирующий важный организационно-технический шаг в подсчете голосов избирателей по всей России и информировании ее жителей о ходе голосования. В Нижегородской области было издано совместное распоряжение председателя Законодательного собрания и губернатора «Об обеспечении создания государственной автоматизированной системы «Выборы», учета и регистрации избирателей Нижегородской области». Выборы по закону«Когда я пришла работать, в наследие от СССР остались нормативно-правовые акты в формате тонких брошюр. Проработанной, стройной системы подготовки к выборам, самой процедуры голосования не было. Сложность была еще и в том, что порой совмещались до четырех видов выборов, каждые из которых проходили по своему Положению. Многие формы бланков приходилось самостоятельно разрабатывать совместно с областной избирательной комиссией. Было много вопросов и конфликтных ситуаций из-за отсутствия четких регламентов», - вспоминает секретарь в 1993 году, а сейчас председатель территориальной избирательной комиссии Ленинского района Нижнего Новгорода М.Е. Садулина. И в 1994 году был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», пришедший на смену Положениям о выборах. В законе были заложены принципы проведения выборов на территории РФ и механизм защиты избирательных прав. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», принятый в 1995 году, закрепил сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» детализировал процесс выдвижения кандидатов избирателями и избирательными объединениями. Обобщил законодательную работу Федеральный закон 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который служил основой проведения выборов всех уровней и был признан международным сообществом. Значительные изменения избирательной системы последовали после принятия в 2001 году Федерального закона «О политических партиях». Во-первых, политические партии стали единственными избирательными объединениями на федеральных и региональных выборах. Во-вторых, региональные парламенты стали формироваться по смешанной системе, да и сами избирательные комиссии на 50 процентов состояли теперь из представителей политических партий. В 2007 году выборы депутатов Государственной Думы проводились уже исключительно по пропорциональной избирательной системе. Дальнейшее партийное строительство было связано с упрощением процедуры создания партий, расширением их возможностей участия в избирательных комиссиях, снижением порога прохождения партий в выборные органы разных уровней. А совершенствование Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», принятого в новой редакции в июне 2002 года, все продолжалось. За прошедшие годы были отменены строка «Против всех кандидатов» в избирательном бюллетене, «порог явки избирателей» для признания выборов состоявшимися, избирательный залог. Был установлен единый день голосования – второе воскресенье сентября. Срок полномочий избирательных комиссий увеличен до 5 лет. До 18 лет снижен возраст кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований. В процедуре голосования были ужесточены требования к организации досрочного голосования на выборах в органы местного самоуправления и уточнен порядок использования открепительных удостоверений. Также был уменьшен перечень оснований для отказа в регистрации кандидатов. Политические партии, получившие более 5, но менее 7 процентов голосов избирателей, теперь могли получить депутатские мандаты. Участковые избирательные комиссии стали формироваться на постоянной основе, а в случае выбытия члена комиссии доформирование должно происходить из резерва составов участковых комиссий. На избирательных участках стали применяться комплексы обработки избирательных бюллетеней и комплексы электронного голосования. Но, как показывает опыт других стран, полностью отказываться от традиционного способа голосования с использованием бумажных бюллетеней пока рано. Это связано с проблемами защиты персональных данных граждан и уязвимостью интернет-сетей для хакерских атак. Хотя потенциальная готовность Российской Федерации к использованию электронного голосования высоко оценивается зарубежными экспертами. На всех этапах становления и развития избирательного законодательства выборы в Нижегородской области организовывала и проводила избирательная комиссия Нижегородской области. Избирательная система Российской Федерации за 20 лет прошла путь, который в других государствах занял столетия, и сегодня соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Процесс совершествования продолжается«Избирательная система в Нижегородской области выстроена в соответствии с федеральным законодательством, - отмечает С.А. Кузьменко, председатель избирательной комиссии Нижегородской области. – Вместе со страной наш регион прошел все этапы формирования современной, технически оснащенной и строго регламентированной системы избирательных комиссий, системы информирования и правового воспитания избирателей. Накопленный опыт позволяет уверенно смотреть в будущее. Вместе с этим мы готовы к изменениям, которые, несомненно, будут в непрерывном процессе совершенствования избирательной системы». А. АПОЛЛОНОВ Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. |