Газета Рабочая Балахна > Земляки > Владеющий чарами песен душою владеет любой Распечатать

Владеющий чарами песен душою владеет любой


21:44 1.07.2013. http://Рабочая-Балахна.РФ
«Чернораменская свиристель» - так с любовью называют нашу Танечку – Татьяну Федоровну МАРЕЕВУ. В этом году этот удивительно творческий человек отмечает свой юбилей.
«Рябинушка», «Россияночка», «Любавушка», «Ветеран», «Росинка» - это далеко не полный список ансамблей народной песни, которыми руководила и руководит эта улыбчивая и сильная женщина.

На втором этаже культурно-спортивного комплекса имени Димитрова, прямо по коридору, находится святая святых поющей половины семьи Дома культуры. Светлая комната, выходящая окнами в уютный, богатый зеленью двор. Места немного, но его хватает на три десятка поющих людей, десять из которых - ребятишки в возрасте 5-10 лет.

Здесь очень много фотографий: выступление народного ансамбля песни и танца «Россияночка» в Нижнем Новгороде на международном форуме «Реки России», участие в областном конкурсе хоровых коллективов, «Россияночка» - победитель районного конкурса «Волжская жемчужина», ансамбль песни «Любавушка» выступает на Нижегородской ярмарке, воспитанница Татьяны Мареевой Александра Зимина на областном конкурсе вокалистов «Сормовская лирическая», вокалистка Александра Ершова принимает участие в зональном фестивале «Мы – православные нижегородцы»…

День встретишь весёлою песней,
И вечером песню споёшь –
Становится жизнь интересней,
И мир – несказанно хорош.

Родилась Татьяна 2 июля в селе Замошанский мох Сенненского района в Белоруссии. В годы войны отец был на оккупированной территории. Он рассказывал, как жили в землянках, прятались от бомбежек, переживали голод и холод военных лет. Мама Тани родилась в Балахнинском районе. Отец мамы - сельский учитель, в годы войны он погиб на Курской дуге. Его супруга – бабушка Тани - осталась с тремя малолетними детьми на руках.
Сколько Таня себя помнит, в семье всегда звучали русские народные песни – двое маминых братьев играли на гармонях, вызывая у всех восхищение. Маленькой Тане очень нравилась красота и стройность звучания народных песен. В каждой из них чья-то судьба, великое горе, тихое счастье или несказанная радость.

Когда Т. Мареева училась в первом классе, ее белорусская бабушка прислала деньги на покупку фортепиано. Сейчас Татьяна Федоровна с улыбкой вспоминает: «В то время я с родителями уже жила в поселке Гидроторф. Помню, как одна пошла поступать в музыкальную школу. Доехала до хлебозавода, вышла из автобуса и дальше не знала куда идти. Ко мне подошли два молодых человека, поинтересовались почему я плачу, и показали дорогу в школу. На крыльце Балахнинской музыкальной школы №1 они пожелали мне удачи. Я поступила и проучилась там 7 лет. Позже много раз вспоминала тех молодых ребят, в то время казавшихся мне очень взрослыми, жалела, что не спросила их имена.

Хотелось их поблагодарить – ведь очень важно в нашей жизни встретить добрых и порядочных людей и, главное, встретить их вовремя. Ведь именно с их легкой руки я обрела любимую профессию!» Позже Татьяна с родителями переехали жить в Правдинск. Любовь к музыке с годами только возрастала, и девушка с удовольствием училась управлять «чарующими звуками душ человеческих». После уроков к ней приходили подруги, Таня садилась за фортепиано, и все вместе пели русские народные и эстрадные песни.

Десять лет пролетели стремительно. Мареева окончила школу, настала пора выбирать профессиональный жизненный путь. И снова рядом оказались добрые советчики – друзья подсказали, что можно пойти учиться в Чебоксарское музыкальное училище по классу сольфеджио и музыкальной литературы. Там, в Чебоксарах, Таня Мареева и
получила свое первое профессиональное образование.
По окончании училища ее по распределению направили в Красные Четаи Чувашской АССР преподавателем сольфеджио и общего фортепиано. Чувашского языка Татьяна Федоровна не знала, но музыкальные термины и нотная грамота были понятны всем.

Знаменитые 80-е. Это последние годы брежневской эпохи, старого советского времени. Набирали мощь промышленные предприятия, совхозы продолжали стабильно работать. Строились новые птицефабрики, жилье, инженерные сети, внутрихозяйственные дороги, объекты соцкультбыта и Дворцы культуры. Тогда наше общество требовало более высокого уровня образования и культуры. Татьяне Федоровне очень повезло - начало ее творческой и профессиональной деятельности пришлось на самый расцвет художественной самодеятельности. Подготовкой песенных номеров занималась Мареева. В то же время она получает свой первый опыт хорового пения - начинает петь в хоре сама. Да не просто петь, а на чувашском языке.

Полученный опыт, новые положительные эмоции от жизни в Чувашии в 1980 году вместе с Татьяной Федоровной «отправились» в Правдинск. Нужно было осваиваться на месте, устраиваться на работу. О тех первых рабочих днях Татьяна Федоровна вспоминает со светлой улыбкой: «Я пришла в отдел культуры. Начальником отдела культуры нашего района на тот момент был Владимир Викторович Козлов. Он порекомендовал мне по вопросу трудоустройства обратиться в районный Дом культуры. Когда я появилась на пороге районного Дома культуры, меня спросили что я умею. Я ответила правду – умею петь!» Сначала Татьяна Федоровна, работая методистом, пела в народном ансамбле песни и танца РДК, а впоследствии стала этим ансамблем руководить.

И закрутилось! Участие в концертах, смотрах, конкурсах районного и областного значения, поездки с агитбригадой на поля, фермы. В ее первом хоровом коллективе были ее друзья и родители, друзья родителей. Вечером, после репетиций хора папа Татьяны Федоровны развозил всех по домам на своем автомобиле. Хорошие и добрые воспоминания…

В 1980 году районный отдел культуры направил Татьяну учиться в Куйбышевский институт культуры, где она получила специальность «хормейстер народного хорового коллектива».
Где бы ни появилась Татьяна Федоровна, везде ей рады. Эта смешливая, очень обаятельная женщина с лукавыми искорками в глазах руководила многими хоровыми коллективами района. Свой талант хормейстера Татьяна Федоровна с радостью дарила коллективам Домов культуры Лукино, Конево, районного Дома культуры. В 1984 году она возглавила коллектив районного Дома культуры, но работу с хоровыми коллективами не оставила.

Удивительно целеустремленный человек наша Татьяна! Ее девиз: «Есть возможность – получай знания! Нет возможности – находи ее и получай!» В Арзамасе Московским институтом культуры была в свое время организована школа подготовки мастеров фольклорного жанра «Карагод» под руководством заслуженного деятеля искусств, профессора Евгении Засимовой. Татьяна Федоровна в течение 5 лет проходила курс обучения в этой школе, и ни у кого нет сомнений – она профессиональный фольклорист!

В 1992 году Татьяна Федоровна работала хормейстером в Доме досуга (п. Совхозный), и ее коллектив «Рябинушка» за большой вклад в развитие хорового жанра был удостоен звания «народный».
В 1997 году Марееву пригласили работать руководителем хорового коллектива «Россияночка» в КСК им. Димитрова (п. Гидроторф). Вскоре, коллектив за активную работу по сохранению и пропаганде народной песни был награжден званием «народный». К тому времени на базе коллектива образовался дочерний ансамбль молодых исполнителей современной народной песни «Любавушка», в 2003 году ансамбль также защищает звание «народный».



С 2008 года хоровой коллектив «Поющие сердца» Правдинского завода радиорелейной аппаратуры поет только под ее руководством. А с ноября 2012 года воспитанники детского сада №13 поют, танцуют и играют только под ее аккомпанемент. Малыши уже принимают участие во всех концертах КСК им. Димитрова. И не удивительно – ведь им достался самый добрый и самый талантливый педагог.

Сейчас Татьяна Федоровна Мареева работает в КСК им. Димитрова в п. Гидроторф. Она является единственным и бессменным руководителем народных хоровых коллективов «Россияночка», «Любавушка», детского коллектива «Росинка» и вдохновителем-хормейстером ансамбля «Ветеран».

Каждый русский человек имеет душу, настроенную на мелодии русских народных песен и знает, что русские песни отличаются невероятной мелодичностью, напевностью, бал-ладностью, богатством музыкальных оттенков. Подтверждением тому служит жизнь и процветание народного ансамбля песни и танца «Россияночка». В этом году ему исполняется 33 года! Прекрасный возраст для коллектива – уже накоплен свой живой творческий опыт, а впереди светлая, полная новых впечатлений и возможностей, дорога на творческий Олимп!

«Россияночка» выступает на больших и малых сценах, является непременным гостем многих мероприятий, поет в гостях и дома, хорошо принимается зрителями и слушателями и даже имеет собственных фанатов. Каждая участница ансамбля как маленькая стройная нотка в мелодии – убери одну, и мелодия рассыплется. Даже дни рождения эти чудесные женщины отмечают вместе!

Как-то после одного из многочисленных концертов к нашей Тане подошел молодой человек и сказал: «Ну, вам только на завалинке петь!» В «Россияночке» долго думали-решали: обидеть он решил или так витиевато похвалил? А потом постановили – это, определенно, комплимент, ведь завалинка – место, где поют не для похвалы, не по обязанности - для души, с душой и от души поют!

Особо трепетное отношение у Татьяны Федоровны и ее коллективов к своим зрителям и слушателям. Им всегда благодарны за поддержку, она окрыляет и помогает дальнейшему творческому развитию.
Порой, глядя на творческих людей, у которых сил хватает на все, задаешься вопросом: а откуда они эти силы черпают? «Секрет прост, - смеется Татьяна Федоровна. - У меня аккумулятор находится дома – любимый супруг, моя первейшая опора, и горячо обожаемый сын – самая большая мамина надежда, вера и любовь».

А. БУРЦЕВА, зав. отделом по методической работе КСК им. Димитрова
На снимках: Т.Ф. Мареева; народный ансамбль песни «Любавушка».

Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.