Газета Рабочая Балахна > Интервью > Во дни тягостных раздумий… Распечатать

Во дни тягостных раздумий…


20:02 24.05.2013. http://Рабочая-Балахна.РФ
В российском календаре 25 мая – День филолога. Накануне этого дня интервью “Рабочей Балахне” дала учитель русского языка и литературы М.А. Новожилова.
ОткУпорить или откупОрить? В г. Балахна или в г. Балахне? И все-таки кофе – мужского или среднего рода? Если сомневаетесь, спросите у преподавателя-филолога!

- ОткУпорить. В г. Балахне, согласно новым правилам. А кофе все-таки ОН – это классический вариант, хотя употребление в среднем роде теперь тоже допустимо, - отвечает учитель русского языка и литературы школы №14 Марина Александровна НОВОЖИЛОВА.



- Марина Александровна, как удается отслеживать изменения языковых норм?
- Есть методические пособия, словари орфоэпических норм языка, специализированные Интернет-сайты.

- А в речи детей? Как у молодого поколения с грамотностью?
- Дети разные. Но если в целом сравнивать их с теми, кто оканчивал школу десять лет назад, грамотных стало меньше. Ребята переписываются в чатах, по СМС, нарочно коверкая язык, - думают, что создают так «свой особый статус». Это сказывается на речи. Поправляю, объясняю. И некоторые соглашаются, что красноречие сегодня – одна из составляющих успеха (в первую очередь, это ребята, мечтающие стать PR-специалистами, юристами, научными сотрудниками). Но кто-то остается на «удобном» уровне лексики.

К сожалению, изменилось отношение детей и к литературе. Если раньше девочки из «Войны и мира» читали хотя бы «любовную линию», а мальчики – сцены баталий, то сейчас и этого добиться непросто. Из 25 человек программу по литературе полностью прочитывают 4-5 учеников. Хотя остальных не назовешь «нечитающими», но они поглощают легкие романы, детективы… Или «Сумерки» - зачитывались все!

- Что же делать? Может, знакомить поколение NEXT с более качественной современной литературой, чтобы заинтересовать?
- Именно! «Душа вывернулась наизнанку» - так одна старшеклассница высказалась о романе А. Приставкина «Ночевала тучка золотая». Это про-
изведение идет сверх программы, но читать этот роман, считаю, нужно. Во-первых, подростки понимают, как силой слова можно показать трагедию жизни. Во-вторых, такие книги помогают не зачерстветь душой. Или возьмем «Географ глобус пропил» А. Иванова - качественное, серьезное произведение.

Но даже очень интересная литература не всегда помогает. Тогда в учебный процесс включаем просмотр кинофильмов, а какой-то кусочек произведения читаем вслух. Потом анализируем, сопоставляем. Эмоциональное прочтение вообще сильно действует на восприятие детей. Не пожалела – потратила урок: читала детям «Мать» А. Платонова. И результаты были. Ком в горле стоял даже у «неуправляемых хулиганов». Обязательно слушаем рассказ «Лень» в исполнении Олега Янковского. Как он виртуозен, как терпко, заманчиво смакует каждое слово! После этого невозможно не прочитать Чехова! А с каким удовольствием дети обсуждали постановку «Три товарища» в драмтеатре, после того как прочитали роман Ремарка…

Конечно, современным детям трудно понять поведение Татьяны Лариной, прочувствовать «Тихий Дон»... Они просто не ощущают реалии описываемого времени. Стараюсь, чтобы прониклись эпохой – рассказываю об отношении к политике, к любви, даже о моде! Часто дети смеются, глядя на фотографию Есенина-франта в котелке: «И это рубаха-парень, хулиган?» Объясняешь, что личность поэта намного сложнее образа, описанного в пяти строчках учебника. И это цепляет, нравится.

- А можно ли научить писать сочинение? Или умение либо есть, либо нет?
- Конечно, сочинение – это творчество, и не все могут творить, чтобы результат потрясал. Уникальных сочинений сейчас – единицы. Во многом «благодаря» ЕГЭ. Ребятам предлагается текст, в котором нужно увидеть проблему, ее прокомментировать, понять позицию автора, выразить свое мнение, подкрепив двумя аргументами. Все расписано заранее. Самозабвенных работ на шесть листов дети уже не пишут…

- Но пусть написать не фантастический текст, а на твердую «четверку». Как научить?
- «Рецепт» классический: читать больше художественной литературы и критики. При обсуждении чужих мыслей рождаются свои. И пусть это творчество компилятивно, пусть дети складывают сочинения, как пазлы, – они при этом развиваются. Можно сколько угодно говорить: «Не читают, не пишут». От этого ничего не изменится. Надо настроиться биться за каждого ребенка – чтобы и читал, и писал.

С. АСТАХОВА
На снимке: М.А. Новожилова с учащимися школы.
Фото автора

Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.