Газета Рабочая Балахна > Православие > Пасха Христова: вопросы и ответы Распечатать

Пасха Христова: вопросы и ответы


23:22 3.05.2013. http://Рабочая-Балахна.РФ
Сегодня в праздничном номере газеты мы отвечаем на наиболее распространенные и простые вопросы, интересующие многих людей и связанные с историей праздника Пасхи, вероучением, празднованием Светлого Христова Воскресения.

- Как может образованный человек в XXI веке верить в то, что Христос буквально воскрес из мертвых?

Сам вопрос подразумевает, что в предыдущие века верить в это было легче: мол, в I веке верить в Воскресение Христово было нетрудно, а вот в XXI начались проблемы. Однако дело обстоит, скорее, наоборот: это сейчас мы знаем, что за Страстной Пятницей следует Пасха, это мы живем в мире, где христианство является мировой религией. А Апостолы в Великую Субботу могли знать только то, что для их Учителя все кончено, что он потерпел полное и окончательное поражение. Его отверг народ, отвергли власти и, похоже, отверг Бог – во всяком случае, Он умер на кресте, со словами: «Боже мой! для чего Ты оставил Меня?» (Лк 15:34).

Вместо победы и славы, которую должен был бы обрести Мессия и которую разделили бы с Ним те, кто последовали за Ним, Иисус встретил позорную и мучительную смерть. Казалось очевидностью – мучительной, но совершенно неизбежной – то, что враги Иисуса оказались правы, что и Он сам, и Его ученики страшно обманулись. Ученики Иисуса вовсе не были полны энтузиазма и ожидания чуда – и потому, когда женщины возвещают им, что Христос воскрес, они сначала отказываются верить (см. Лк 24:11).

Каким же образом Апостолы приобрели неколебимую уверенность в том, что Иисус есть Мессия, Спаситель, что Он воскрес из мертвых, – уверенность, с которой они встречали гонения, преследования и саму смерть? Этому есть только одно правдоподобное объяснение – они действительно видели Его воскресшим. Может ли образованный человек в наше время верить свидетельству Апостолов? Ни «наше время», ни «образование» не делают этого свидетельства неправдоподобным, не помогают и не мешают поверить Христу.

- Где впервые праздновали Пасху?

Слово Пасха по-еврейски звучит как «Песах». Это слово происходит от глагола «проходить» со значением «избавлять». Пасха – это реальное историческое событие, которое произошло в Египте в XIII веке до Рождества Христова. Связано это с событиями, о которых нам говорит Библия. В то время еврейский народ был угнан в рабство в Египет, где подвергся угнетению. И тогда Господь повелел вывести евреев из Египта. Но фараон не желал их отпускать и только усилил притеснения. В знак того, что это воля Божья, Господь напустил на Египет 10 бед. Господь приказал Моисею, чтобы евреи закололи молодого ягненка, и двери своих домов обмазали кровью. Ночью Ангел Господень прошел мимо окропленных кровью ягненка еврейских домов и поразил смертью всех египетских первенцев. Только после этого фараон согласился отпустить Моисея и еврейский народ из пределов Египта. С тех пор каждый год евреи празднуют Пасху, вкушая мясо молодого ягненка с травами и горьким соусом, в воспоминание избавления от египетского рабства. Но это была Ветхозаветная Пасха.

Что же касается того, где впервые праздновали Пасху, в Новом Завете, то в I столетии от Рождества Христова дата празднования христианской Пасхи никого не волновала, потому что для христиан того периода каждый воскресный день был Пасхой. Сейчас вопрос: «Что ты делаешь в воскресенье?» звучит как нечто само собой разумеющееся. Но попади мы вдруг в I век – нас бы просто не поняли даже сами христиане. Потому что не было дня с таким названием, а был факт Воскресения, о котором каждую неделю, «в первый день» вспоминали его очевидцы. А местом празднования Пасхи для первых христиан был Иерусалим, где образовалась община, откуда и пошло все Благовестие о Воскресшем Иисусе Христе по всей земле.

- Правда ли, что на Пасху обязательно нужно съездить на кладбище?

Нет, неправда. Вернее, съездить-то можно, конечно. Но такая поездка не будет иметь ровным счетом никакого отношения к традициям Православной Церкви. Обычай посещать кладбище на Пасху, хотя и существовал в некоторых своих чертах гораздо раньше, в основном сложился все-таки в советский период истории нашей страны, когда атеистическое государство очень жестко контролировало посещение гражданами храмов и применяло серьезные санкции к тем, кто все-таки не боялся исповедовать свою веру таким образом. За участие в Пасхальном богослужении или просто за освящение пасхального кулича и яиц человек мог получить выговор на службе, лишиться очереди на квартиру, потерять должность. Поэтому вместо храма люди стали в день Пасхи посещать могилы своих родных, тем более что традиционно в России кладбище было расположено неподалеку от церкви. Это было своего рода религиозное диссидентство, когда верующий человек, лишенный возможности посещать храм, все же отмечал, как мог, отнятый у него церковный праздник. Этот вариант празднования Пасхи государство тоже не одобряло, но и не преследовало, относя его к народным обычаям.

К сожалению, в отрыве от церковной традиции такое поминовение своих усопших близких довольно быстро выродилось в банальные пьянки на их могилах, особенно в сельской местности.

В конце восьмидесятых годов прошлого века государственное преследование Церкви в Советском Союзе фактически прекратилось. Ходить на Пасху в храм теперь можно было без всяких опасений. Но обычай поминать близких на кладбище действительно стал народным, и люди по-прежнему продолжали в пасхальный день ходить мимо храма на родные могилки. Этот советский разлом в народном религиозном сознании не залечен и по сей день.

С точки зрения православной традиции посещать кладбища на Пасху не следует. Христово Воскресение – это торжество жизни над смертью, свидетельство того, что у Бога все живы. Пасха – день радости, а не скорби. Поэтому в течение всей пасхальной седмицы в храмах не проводятся заупокойные службы и панихиды. Поминать усопших и посещать кладбища нужно на девятый день после Пасхи – в Радоницу. Именно вторник следующей после Светлой седмицы недели является в Церкви особым днем поминовения усопших.

- Какой смысл в освящении яиц, куличей и другой еды?

Этот обряд знаменует завершение Великого поста, когда мы воздерживались от скоромной пищи, то есть от пищи животного происхождения. Церковь напоминает нам о том, что в самой по себе пище нет ничего дурного, что мы можем употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением (1 Тим 4:3). Эту истину бывает важно напомнить, чтобы предостеречь людей от ложного аскетизма,

который гнушается материей, телесностью, пищей как чем-то в принципе дурным и вредящим спасению. Совершая освящение скоромной пищи, Церковь свидетельствует, что всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою (1 Тим 4:4–5).

- Правда ли, что после Пасхи в течение 40 дней небеса открыты для всех умерших в этот период?

Нет, это неправда, потому что наш Бог - Бог свободы, а не автоматизма.

Неправда не потому, что Богу жалко «открыть» небеса на время Пасхи, но потому, что со времени смерти и Воскресения Иисуса Христа небеса открыты навсегда для всех людей. Всех - и каждого лично - Бог любит так, как только можно любить. И зовет каждого на Небо, в радость Царства Божия. Но Бог - Небесный Отец - еще и уважает нас - Своих детей. Уважает и дает нам право самим решать, куда идти, какие ценности избирать, ради чего и чем жить. И поэтому в Небеса, открытые для всех, Бог никого не тянет насильно. Он приглашает, но не загоняет. Любит, но не манипулирует. И мы вправе принять приглашение или отказаться от него.

- Можно ли работать в Пасху?

В традиции Церкви воскресенья и праздники (включая Праздник праздников – Пасху) не являются днями, в которые «нельзя работать». Это народное представление, а не церковное. Воскресенья и праздники – это дни, которые надо посвящать Богу, то есть прийти в церковь, причаститься, почитать дома Библию и, например, духовную литературу. Эти дни надо выделять из ряда прочих. В эти дни не стоит делать дела, которые можно отложить.

Но если человек не идет в церковь, не молится дома, не читает Писание, а бездельничает весь день («не работает»), то это не есть соблюдение праздника, и никому такое «празднование» не нужно.

Бывает и такая ситуация, что человек поставлен на работе на дежурство в день церковного праздника. Нужно ли ему всеми силами стараться освободиться в этот день? Не думаю. Служить Богу можно не только стоя в церкви, но и на своем рабочем месте.

Подготовил А. ВИХАРЕВ
Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.