Газета Рабочая Балахна > Православие > Вознесем сердца Распечатать

Вознесем сердца


20:53 19.04.2013. http://Рабочая-Балахна.РФ
Что ищем мы, путешествуя по храмам и монастырям нашей богатой и скорбной русской земли?
Мы ищем утешения и свидетельства присутствия Божия для себя, поскольку вера наша похожа на ребенка, только что вставшего на свои слабые неокрепшие ножки. Вот почему мы, православные Балахны и Заволжья, снова совершаем паломничество в древнейший монастырь России - Оптину Пустынь.



Время посещения выбрано не случайно: 18 апреля исполнилась 20-я годовщина убиения трех братьев монастыря – иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта в пасхальное утро 1993 года. Как невозможно читать книгу «Пасха Красная», летопись о жизни, событиях того времени в Оптиной, без слез, так и невозможно не поехать туда снова и снова. Заказав молебен о путешествующих в храме Преображения Господня в с. Шеляухово, вечером 12 апреля мы отправились в путь. Дорога просто «летела» навстречу, и вот она – благословенная Оптина Пустынь!

Приехали мы не первыми, на стоянке уже стояли несколько автобусов. Посещение свое мы начали с часовни убиенных насельников обители. Постояв в тишине на коленях у могильных камней, помолившись, испросив помощи, благословения, положили записочки с обращением к новомученикам, поспешили на исповедь в храм Владимирской Божией Матери. На надгробной плите преподобного старца Амвросия Оптинского начертаны слова: «Был для всех всем, чтобы спасти хотя бы некоторых».

Да, к сожалению, только некоторых. Ведь жизнь наша, как вода мимо текущая. Видим, что она уходит и проходит, но измениться сил недостает. Но вот приходит время, и мы говорим: человек умер. Мудрость слова поистине безмерна. А если произнести по-другому – у мер. Ушедший стоит у мер весов правды и любви, на которых Бог измерит все дела умершего, все мысли и слова его. «Сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе», - говорит апостол Павел (1 кор. 15, 43). Вот почему христиане почитают кладбище как место упокоения вечно близких и любимых нам людей. Ведь вчера они были такие же, как и мы, а завтра мы будем такие же, как и они... Разница между нами лишь в том, что наши души облечены в тела, а их души обнажены и разлучены с телом. Но все мы ожидаем одного важнейшего события в жизни человеческого рода – Общего воскресения.

«Какое оно будет – это воскресение, - сказал на проповеди батюшка после службы, - зависит от того, сумеем ли мы построить Царство Божие у себя в сердце здесь на земле». «И это вы, - подчеркнул монах, - должны сделать сами, не надеясь, что вас отмолит кто-то. Мы все время ищем виноватых, но за что Господь выгнал Адама и Еву из Рая? За то, что они, нарушив заповедь Его, не покаялись. Адам стал ссылаться на Еву, Ева на змея, и все себя оправдывали, вину не признавая. Покаяние и сокрушение о своих грехах – главное в спасении души».

Знал ли Господь, создавая первого человека из праха земного, что тот согрешит, нарушит запрет, отведав плод? Знал, конечно. Именно поэтому Творец заключил бессмертную душу человека в храмину слабого естества плоти. Для смирения дал нам тело смертное, в прах же и возвращающееся, и сказал: «Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное» (1 кор. 15, 46).
«Вознесем сердца свои ввысь!» -обращается предстоятель во время таинства Благодарения, Евхаристии к собравшимся в храме верующим. А в то же время священник в алтаре читает благодарственную молитву, где прославляется Творец, сокрытый в тайне, создавший мир и человека. Творец, который возводит верных в небесную славу.

Иеромонах Василий, по воспоминаниям свидетелей, бывших с ним в алтаре в его последнюю в жизни Пасху, стоя у жертвенника пред Агничной просфорой, все медлил совершать проскомидию и сказал: «Так тяжело, будто себя заколаю». Воистину вся жизнь монашеская состоит из жертвенной любви к Богу.
Каждый ли из нас понимает, что Христос выбрал нас – русский народ - хранить истину Православия? «Сначала Господь избрал иудейский народ, даровал им святых пророков, Ветхий Завет, а потом дал нам этот дар. И мы обязаны его хранить и свято блюсти. Почему нам? Мы не ведаем пути Божии, и для нас это закрытая тайна», – сказал на проповеди иеромонах Василий.

«Духом Святым мы познаем Бога. Это новый неведомый нам орган, данный нам Господом для познания Его любви и Его благости. Это какое-то новое око, новое ухо для видения невиданного и для услышания неслыханного. Это, как если бы тебе дали крылья и сказали: а теперь ты можешь летать по всей Вселенной. Дух святый – это крылья души». Дневник убиенного 32-летнего иеромонаха Василия, в миру Игоря Рослякова, выпускника МГУ, спортсмена, журналиста, оборвался на этой записи.

У Господа много святых, но эти – наши современники, и все в их жизни для нас знакомо. Наша жизнь также проходит в мучительном поиске Бога и поэтому она, вроде бы снаружи и вполне обычная, внутри кровоточит. Братья Василий, Ферапонт и Трофим нашли в себе силы, как кровоточивая жена, устремиться ко Христу, уверовав, что исцелится, коснувшись Его ризы… На Пасху просто так не умирают. Теперь у Оптиной есть особые ходатаи перед Богом.

Стоят в часовне на одинаковых надгробных плитах из белого мрамора у убиенных братьев наших во Христе по два букета живых цветов. Первый – из крупных прекрасных красных роз, как память о крови, пролившейся в утро святой Пасхи. А второй – из нежных белоснежных лилий, посланием говорящим нам живым: мы белы и чисты, как первый снег. Будьте же и вы чисты и светлы душою.
Помоги нам, Господи!

О. МУХИНА
На снимке: часовня в память убиенных оптинцев.

Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.