Газета Рабочая Балахна > Земляки > Из поколения фронтовиков Распечатать

Из поколения фронтовиков


18:46 15.04.2013. http://Рабочая-Балахна.РФ
Фамилия Петелиных известна многим педагогам Балахны. Горожане нескольких поколений лично знакомы с Зоей Васильевной Петелиной, знали ее мужа Николая Николаевича. Но не всем известно, какую непростую, но правильную жизнь они прожили.
12 апреля 90 лет назад в деревне Шишкино, что в 10 км от г. Гороховца, родилась Зоя Васильевна Петелина.

Восьми лет Зою отец отвез в школу в город Гороховец. Школу способная девочка окончила на «отлично» и хотела поступать в институт инженеров водного транспорта, на выбор повлияло то, что ее отец работал на судостроительном заводе.
Вечером 21 июня 1941 года в школе, которую окончила Зоя, проходил выпускной бал. Вчерашние десятиклассники были переполнены счастьем, мечтами. Впереди такая долгожданная взрослая жизнь. Выпускники гуляли всю короткую июньскую ночь и с зарей разошлись по домам.

И вдруг в 12 часов 22 июня по громкой связи грянуло страшное слово «Война!». Зоя, верная своей мечте, в первое военное лето все же поступила в водный институт в Горьком. Но проучилась в нем немного, город стали сильно бомбить, и студенты разъехались по домам. В Гороховце хрупкая девушка стала работать на сборке мин: устанавливала заряд и взрыватель. Было очень опасно и холодно, работали под открытым небом зимой 1941-1942 годов. Зоя тяжело заболела, а когда выздоровела, ее направили инспектором в собес в отдел пенсий. Там Зоя проработала до весны 1942 года. И в этом же году ушла добровольцем на фронт. Отбор был очень тщательным, военно-медицинскую комиссию пришлось проходить в Москве. Зоя попала в спецчасть ВНОС (Воздушное наблюдение, оповещение и связь).

Служба требовала изучить все типы военных и транспортных самолетов врага, союзников и советских, знать их силуэты на фоне неба, звук двигателей. Три месяца в Звенигороде прилежная девушка изучала технические характеристики самолетов. После обучения девушек распределили на посты. Они представляли из себя вышки, под основанием которых были вырыты землянки. На вышке дежурил наблюдатель, под землей -телефонист.
Зою Васильевну назначили начальником поста. Первое время необстрелянным девчонкам было очень страшно. Пугались шума ночного леса, казалось, к вышке ползет диверсант. Но всего страшнее - летящие на «бреющем» вражеские штурмовики. Первый раз девушки очень напугались и все забились в землянку, ведь из оружия была только винтовка.

Потом они стыдились такой слабости, но понять их можно, ведь им было всего по 19-20 лет. Затем девушек перебросили из ближнего тыла в прифронтовую полосу. Там уже была только радиосвязь. Вновь Зое пришлось учиться – теперь уже радиоделу.
Она и еще три девушки-телефонистки прошли дополнительные курсы, изучили рацию, азбуку Морзе, научились работать на ключе. И девчонок перебросили на самые дальние рубежи перед Москвой. Девушки-радистки передавали большой объем боевой воздушной информации. Так и шла их служба до конца войны.
После Победы фронтовичка вернулась в родную деревню под Гороховцом. Семья была большая, шестеро детей, а Зоя - самая старшая. В семье было непозволительно вести праздный образ жизни. И поэтому через две недели после возвращения отец устроил девушку на завод экономистом.

Но работа Зое не нравилась, кабинетная, постоянные расчеты. И девушка вместе с подружкой по совету тетушки поступила на филологический факультет Горьковского пединститута, благополучно его закончила. В институте встретила своего будущего мужа Николая Николаевича, тоже фронтовика, полюбили друг друга, поженились. Молодых учителей распределили в Балахну. Но мест в городских школах не было. Пришлось работу начинать в поселке Правдинск. Николай Николаевич стал работать завучем в мужской школе, Зоя Васильевна - в женской. Она попала в очень хороший педагогический коллектив. Начинающий преподаватель изучал дело с азов. Старшее поколение учителей щедро делилось профессиональным опытом. Это были учителя старой формации: очень культурные, тактичные, требовательные к себе и другим.

Дисциплина на уроках у них была идеальная. Причем не из-за строгости учителей, просто все дети с воодушевлением работали, постигая базовые школьные дисциплины. Повысить голос на ученика тогда считалось верхом непрофессионализма.
Это правило на всю жизнь Зоя Васильевна запомнила. Хотя и тогда дети были сложными, очень много было сирот. Но это такие же дети, только отличавшиеся ранимостью и повышенным чувством справедливости. Учителей они считали родными.
Затем З.В. Петелина перешла работать в школу №9, а потом в техникум. Здесь она в общей сложности проработала пять лет. Ребята тогда учились целеустремленные, хорошисты. Все пришли получать престижную специальность и среднее образование, хотя литературу и русский язык они основными предметами не считали.

В скором времени последовало очень правильное и своевременное решение правительства ввести в профессионально-технических училищах среднее образование. Заместитель директора СПТУ-22 В.Н. Догадин пригласил Зою Васильевну преподавать в училище. Она рискнула и проработала там до пенсии. В своем выборе не разочаровалась. В училище были хорошие руководители. В первую очередь, это А.И. Енученко – отличный, тактичный руководитель, В.Н. Догадин – тоже фронтовик, деликатный и мудрый хозяйственник. При них об училище знала вся энергетика страны. Балахнинские учащиеся-практиканты, выпускники работали на монтаже практически всех крупнейших электростанций России. И работали так, что потом они на производство приходили не по годам с высоким разрядом.

Как ни странно, но тогда педколлектив училища был собран из лучших педагогов школ. Это Тамара Николаевна Осветимская, Лидия Петровна Горбачева, Раиса Васильевна Тятюшкина, Андрей Лазаревич Круглов. С ними было очень интересно работать. Они учили ребят так, что к ним в Балахну за опытом приезжали преподаватели из других городов СССР и даже из Москвы, Ленинграда.
В училище была богатая фонотека с голосами русских поэтов. Учителя проводили для учащихся тематические вечера. Зоя Васильевна очень любила творчество С. Есенина, В. Высоцкого. Ученики на этих вечерах по-настоящему открывали творчество этих самобытных поэтов. Ребята были очень отзывчивы и с большой радостью принимали участие в литературных вечерах, с интересом посещали уроки.

Пришло время Зое Васильевне уходить на пенсию. Первые годы было тяжело и трудно без дела. Но потребовалась помощь близким. У старшей дочери был сын, ей надо было помогать. Зоя Васильевна ездила к ней очень часто в Горький. Потом научилась вязать, это стало основным хобби, а самым любимым занятием был сад. И тогда, и сейчас Зоя Васильевна без дела себя не представляет.
- Вот 90 лет прошли, - говорит З.В. Петелина, - а мне кажется, что они прошли быстро-быстро и хотелось бы еще пожить.

В. МАРУНИН
На снимках: З.В. Петелина - заслуженный работник профтехобразования, ветеран войны и труда, воспитавшая двух дочерей - врача и ученого.
Фото автора и из семейного архива Зои Васильевны

Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.