Газета Рабочая Балахна > Земляки > Гордая профессия. Воспоминания жены летчика. Распечатать

Гордая профессия. Воспоминания жены летчика.


18:02 20.02.2013. http://Рабочая-Балахна.РФ
Мой муж Василий Петрович Литвиненко был военным летчиком, и, как говорили его друзья и командиры – летчиком от Бога. К сожалению, его уже нет с нами, но память о нем останется вечно в сердцах родных, близких, друзей.
Авиация была его призванием. После школы деревенский мальчик успешно сдал экзамены, поступил в Харьковское высшее военное авиационное училище и в 1964 году окончил его, получив квалификацию летчика-инженера.

Сразу после того, как он получил диплом, мы поженились. Мне тогда исполнилось 18 лет. По распределению мы уехали на Дальний Восток, в Хабаровский военный округ.
В то время ребята много летали, по 5-6 дней в неделю. Муж осваивал новую военную технику, и мы постоянно переезжали из гарнизона в гарнизон. Но тогда это не пугало. Родина посылала – мы собирались и ехали. Ребята летали, а жены, в основном, воспитывали детей.
Когда мы жили в Приморском крае, были постоянные боевые вылеты. Наши летчики сопровождали самолеты США, которые летали над нейтральными водами Тихого океана. Самолеты были еще несовершенны, и наша авиация потеряла тогда немало молодых ребят.

Мой муж Василий Литвиненко родился в рубашке, так о нем тогда говорили в военной части. В январе при ночных полетах в его самолете лопнула трубка подачи масла, и только опыт и быстрая реакция спасли жизнь. Самолет взорвался в воздухе, но муж успел катапультироваться и остался цел и невредим.
Еще долго, до ухода на пенсию, он летал на всех типах самолетов, что были тогда на вооружении. И не только летал сам, но умело передавал свои знания молодым, постоянно был летчиком-инструктором. В мирное время Василий Петрович был награжден орденом Красной Звезды, неоднократно отмечался почетными грамотами командования и ценными подарками за высокое летное мастерство.

Конечно, быть женой летчика очень не просто. Но я с гордостью вспоминаю те годы, полковых друзей, Дальний Восток. Там в общей сложности мы прожили десять лет в трех гарнизонах. То были чудесные годы. Но было и немало волнений.
Вспоминаю 1968 год, мы только вернулись в гарнизон из отпуска. Старшей дочери было три годика, и я на девятом месяце беременности. И вдруг в воинской части объявляют военное положение. Все летчики живут в профилактории, на казарменном положении, домой их не отпускают.
Сейчас, вероятно, мало кто вспомнит о событиях на острове Даманский. Здесь, в европейской части России, и в те годы, я думаю, мало кто знал об этих событиях на Дальнем Востоке. Китайцы решили захватить маленький пограничный остров, убивали наших мирных жителей. Захватчики толпой лезли через границу, а стрелять было нельзя – такая была политика. Ситуация складывалась очень напряженная.

В тот день, когда меня «скорая» увозила в роддом, друзья мужа по телефону сказали: «Ира, помаши ручкой – Вася с командующим взлетает. Полетели разузнать обстановку на Даманском». И успокоили: «Не переживай, он обязательно вернется». Наши летчики-истребители дежурили на соседнем острове В. Кема, но в боевых действиях не участвовали, были в готовности №1.
И вот командующий Дальневосточным военным округом, видя ужасную картину и не дожидаясь разрешения из Москвы, дал команду зенитным войскам, и те просто снесли Даманский с лица земли. Это сразу же отмело все притязания китайцев и охладило их пыл.
Мой муж вернулся только через семь дней, приехал забирать меня из роддома в городе Артем. Там у нас родилась Олюшка, вторая дочка.

Мы, жены летчиков, всегда ждали мужей с полетов. Однажды я долго ждала мужа, время возвращения давно прошло, а его все не было. Я попросила соседку присмотреть за дочками – старшей было три с половиной года, а младшей пять месяцев, они спали, а сама вышла на улицу. Было очень тревожно. В домах почти во всех окнах горел свет. На улице я увидела нескольких женщин. В стороне ходила жена замполита. Я подошла к ней и разрыдалась. Она была старше меня лет на десять, обняла и стала успокаивать.
«Мне муж позвонил, что случилось ЧП, - сообщила она, -но не сказал, кто. Почему ты думаешь, что это именно твой Вася? Успокойся и жди, узнать ничего нельзя до утра». Но я рыдала и не могла остановиться. С женой замполита мы ходили по улице до 6 часов утра. Вестей не было.

В 6 часов утра пришлось возвращаться домой – кормить ребенка. Я кормила грудью нашу девочку, а слезы лились ручьем. Мне было тогда всего 23 года, а в ту ночь у меня поседели виски.
Только утром, в 7.30, соседка прибежала, ее муж был командиром связи и сообщил ей новость. Она закричала: «Ирочка, Вася нашелся. Он жив. За ним послали вертолет».
Муж катапультировался с самолета в Уссурийской тайге, ночью. Он чудом остался жив. Но и этот случай не изменил его отношения к службе в авиации, к самолетам и небу. Василий Петрович очень любил свою работу. Полеты были главным в его жизни, наверное, даже главнее, чем семья. Он всегда говорил: «Я летаю, а ты обеспечиваешь тыл».

Дети у нас выросли хорошие, отлично учились, хотя часто приходилось менять школу. Обе дочки получили хорошее образование: старшая – учитель математики, уже 25 лет в школе, а младшая – пианистка, преподаватель музыки. Их мужья тоже были офицерами, сейчас военные пенсионеры. А вот внуки выбрали другой путь. Старший учится в техническом университете на четвертом курсе. Младшему 15 лет, но пойти по стопам дедушки он не мечтает. А жаль. Дедушка был бы рад, если бы продлилась династия военных летчиков.

Есть у нас и две внучки, тоже взрослые. Старшая окончила университет им. Н.И. Лобачевского с красным дипломом, работает в Нижнем Новгороде. Младшая тоже учится хорошо, оканчивает университет в этом году.
Мы часто вспоминаем дедушку, часто бываем на его могиле. Он немного не дожил до 70 лет. Он прожил хорошую жизнь, был сильным и мужественным, и защита Родины была делом его жизни.
Сейчас немного поднимается престиж армии, и молодым ребятам хочу сказать: учитесь хорошо, занимайтесь спортом, идите в военные училища.

И. ЛИТВИНЕНКО, д. Б. Могильцы
Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.