Газета Рабочая Балахна > Земляки > Его родным кораблем была К-59 Распечатать

Его родным кораблем была К-59


18:01 20.02.2013. http://Рабочая-Балахна.РФ
Наш земляк А.И. Клюев проходил действительную службу на Тихоокеанском флоте.
Накануне всенародного праздника – Дня защитника отечества - мне хотелось бы рассказать еще об одном нашем моряке-подводнике Алексее Ивановиче Клюеве.



Алексей Иванович родился и вырос в Сергеевке. У Клюевых семья была большая: отец, мать и семеро детей. Отец Алексея, Иван Васильевич, работал токарем в механическом цехе Чернораменского торфопредприятия, а на долю матери, Анфисы Федоровны, выпали обязанности по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей. Как вспоминает Алексей Иванович, если бы не забота матери и не скотина, которую удавалось содержать в труднейшие военные и послевоенные годы, невозможно было бы выжить такой большой семье. Алексей учился в чернораменской школе №10, а потом поступил в техническое училище №6, которое находилось в Городецком районе, выбрал профессию столяра-краснодеревщика. После окончания училища по 4-му разряду в числе отличников был направлен на работу по приобретенной специальности в г. Омск, а 6 мая 1962 года оттуда был призван на действительную службу на Тихоокеанский флот.

В 51-м учебном отряде подводного плавания во Владивостоке получил воинскую специальность специального трюмного по обслуживанию атомных реакторов подводных лодок. По распределению попал служить на атомный подводный ракетоносец с крылатыми ракетами К-59 659 проекта. Атомоход в то время находился в ремонте после длительного похода и стоял в доке судоремонтного завода «Звезда» в поселке Большой Камень. Получилось так, что спецтрюмных на лодку направили больше, чем требовалось, и Алексею пришлось осваивать новую специальность рефрежераторщика уже по ходу службы. Определили его в 8-й отсек лодки на боевой пост по обслуживанию пароэжекторной машины Э-350 и других корабельных систем. Э-350 снабжала атомные реакторы подводной лодки дистилатом (дистиллированной водой).

Несколько строк о подводных лодках 659 проекта. Это атомные подводные ракетоносцы с крылатыми ракетами П-5, которые по теперешним меркам были небольшого радиуса действия, предназначенные, в основном, для поражения береговых целей потенциального противника. Ракеты размещались в шести горизонтально расположенных контейнерах, которые в боевое положение попарно поднимались из надстройки под углом в 14 градусов. Таких лодок было построено всего пять, и все они несли службу на Тихоокеанском флоте. К тому времени в нашей стране уже поступали на вооружение более мощные ракетные комплексы, способные поражать цели на более дальнем расстоянии и противостоять крупным авианосным соединениям противника. Было принято решение 659 проект не модернизировать, а спроектировать более крупные корабли. Появились новые ракетоносцы 675 проекта, а все устаревшие ракетоносцы по проекту 659 Т переделали на торпедные. Ракетные контейнеры сняли, вырезы в легком корпусе зашили, увеличили объем торпедного вооружения, и лодки продолжили боевую службу вплоть до середины 90-х годов прошлого столетия.

После докования и соответствующих испытаний К-59 в бухте Павлова стала готовиться в «автономку» - автономное боевое дежурство в заданном районе Мирового океана. Поздней осенью 1963 года атомоход вышел в открытое море. Для Алексея Клюева это была, как потом оказалось, и последняя «автономка». Началась размеренная походная жизнь. Вахта, отдых, снова вахта.

Ничто не предвещало беды. Была ночная вахта. Механизмы работали исправно. Глубина – 240 м. Как вдруг корпус подводной лодки резко подбросило и стало бросать из стороны в сторону, послышался грохот, вырубилось основное освещение. По кораблю объявили боевую тревогу, а потом и радиационную опасность. Приказали включиться в изолирующие противогазы ИП-46. Лодка стала быстро всплывать. Как только всплыли, всем приказали выйти на верхнюю палубу. Лодку стали вентилировать. Запомнилось, что была ночь и очень жарко. Потом из разговоров узнали, что лодка ходила в район Кубы, а когда возвращалась, в районе экватора с атомоходом и случилась эта авария. Вышел из строя один из парогенераторов. Атомный реактор пришлось заглушить, и лодка через несколько дней пришла на базу в бухту Сельдевая на Камчатке.

Экипаж поселили на плавбазу «Нева». Там Алексей встретил своего земляка с Чернораменки Мишу Сазонова, который состоял в резервном экипаже. Было много всяких слухов. Рассказывали, что между нашим командиром подводной лодки и старшим на борту адмиралом произошла перепалка. Командир настаивал на продолжении выполнения боевой задачи, а адмирал требовал возвращения на базу. В результате командир подчинился приказу.

Потом официально объявили, что наша подводная лодка на предельной глубине прошла над кратером действующего безымянного вулкана, который и повредил атомоход. Внутрь помещений попала часть радиоактивного пара. Многие старослужащие и офицеры обращались в санчасть, а их отпустили на 3 месяца в отпуск. Тут уж не до радиации. Алексей отпуск провел дома, а когда вернулся на службу, продолжил ремонт своего заведования. До конца службы они занимались ремонтом корабля, на непродолжительное время выходили несколько раз в море, но в «автономку» корабль уже не посылали. В октябре 1966 года Алексей демобилизовался и вернулся домой.

По своей основной специальности работы не было, пришлось осваивать другие профессии. Работал водолазом на спасательной станции, слесарем на ЗМЗ и БЗММ, старшим мастером на ПЗРА. Алексей в техническом училище и на флоте занимался спортом, участвовал в соревнованиях по боксу, любил ходить на охоту и рыбалку, с огромным удовольствием работал на даче в Сергеевке, а из урожая плодов и ягод изготавливал домашние вина. А еще у Алексея была страсть к рисованию. Написанные маслом картины и сейчас украшают квартиру Клюевых.

К великому сожалению, приходится о всех его делах и увлечениях говорить в прошедшем времени. В самом расцвете сил Алексея Ивановича настигла тяжелая болезнь. Сейчас он инвалид и живет в поселке Гидроторф. У него двое взрослых сыновей. Недавно с супругой Людмилой Павловной отметили 40-ю годовщину совместной жизни. Алексей Иванович, несмотря на недуг, не растратил бодрости духа, ведет активный образ жизни, не залеживается. Он с большой гордостью рассказывает о своей службе на флоте, с любовью вспоминает своих боевых товарищей. В прошлом году Алексей Иванович вступил в наш клуб моряков-подводников.

От имени актива клуба моряков-подводников я поздравляю Алексея Ивановича с Днем защитника Отечества и наступающим Днем подводного флота России! Желаю ему оставаться оптимистом и никогда не терять бодрости духа!

Л. МАРТЫНОВ, председатель ОО «Клуб моряков-подводников»
На снимке: моряк-подводник А.И. Клюев.

Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.