Газета Рабочая Балахна > Автопанорама > 29 января – День изобретения автомобиля. Бенц или Даймлер: кто был первым? Распечатать

29 января – День изобретения автомобиля. Бенц или Даймлер: кто был первым?


19:45 28.01.2013. http://Рабочая-Балахна.РФ
Датой изобретения автомобиля принято считать 29 января 1886 года. В этот день немецкий инженер Карл Бенц запатентовал свое изобретение – трехколесную самодвижущуюся установку, оснащенную четырехтактным бензиновым двигателем. Ее и принято считать «первым автомобилем».
Однако за полгода до этого события немецким инженером Готтлибом Даймлером было запатентовано другое, мало чем отличающееся от автомобиля Бенца средство передвижения. У него также был открытый кузов и, в отличие от изобретения Бенца, было не три, а четыре колеса. Однако первым автомобилем называют именно изобретение не Даймлера, а Бенца. Но почему?

Вначале был двигатель
Автомобиль появился тогда, когда удалось создать для него компактный источник движущей силы – небольшой по размеру двигатель. Технический прорыв в этой области произошел в 1877 году, когда Николаус Отто на основе разработанного им четырехтактного цикла, который так и называется цикл Отто, создал двигатель внутреннего сгорания (ДВС) нового поколения. Отличие модели Отто от ее предшественников состоит в том, что новый образец был более экономичным. Но, для того чтобы подобный ДВС можно было начать широко использовать и его можно было устанавливать, например, на кареты, нужно было двигатель перевести на другое топливо. Дело в том, что эти двигатели работали на газу, заводов по производству которого не хватало даже в Европе. Нужен был двигатель, способный работать на более доступном горючем веществе.

В 1880 году Готтлиб Даймлер и Вильгельм Майбах из-за разногласий со своим руководителем покидают компанию Николауса Отто и организовывают свою, в Штутгарте, где начинают разработку более совершенных моделей двигателей. Им удается сделать это в 1885 году. Сначала они изобретают карбюратор, а позже и долгожданный компактный ДВС, работающий на бензине. Это был шаг в нужном направлении, ведь бензин можно было купить в любой аптеке. Все, что оставалось сделать изобретателям, – это установить новый агрегат на какое-нибудь средство передвижения. Выбор Даймлера пал на велосипед. В 1885 году он превращает его в самоходный аппарат, способный развивать скорость в 12 километров в час. Это изобретение стало первым мотоциклом.

Как и у Даймлера, у Бенца также была своя компания, которая также занималась разработкой двигателей. Независимо от Отто, в 1879 году Бенц создает и патентует ДВС, работающий по двухтактному циклу. А позже - оснащенную четырехтактным двигателем самоходную установку, на которую 29 января получает патент. Первый автомобиль получил название «Motorwagen» и спустя год был представлен на выставке в Париже. Но автомобилем интересовались мало – продажи не шли.

Женщина за рулем
На ситуацию повлияла супруга автомобилестроителя Берта Бенц. Захватив с собой детей, без ведома мужа она отправилась на новом автомобиле в соседний город, в котором жила ее мама. По дороге она покупала бензин в аптеках, а мелкие поломки устраняла при помощи подручных вещей - расчески и чулок. Ее предприятие увенчалось успехом: преодолев в общей сложности 106 километров, к концу дня Берта Бенц с детьми прибыла к месту назначения, оказав тем самым неоценимую помощь семейному предприятию. С этого момента дела мужа пошли в гору – его изобретением начали интересоваться. С 1886 по 1893 год, когда был создан более дешевый двухместный автомобиль «Виктория», своих владельцев нашли 25 «Моторвагенов» Бенца.

Свой «автомобиль» создал и Готтлиб Даймлер. Это произошло менее чем через два месяца после Бенца. 8 марта он презентовал своей жене карету на моторной тяге. Но в дальнейшем, в отличие от Бенца, Даймлер не занялся разработкой и продажей ни мотоциклов, ни машин, а сосредоточил свою работу на двигателях. Его моторы устанавливались на экипажи, лодки и даже летательные аппараты, использовались для железнодорожной дрезины и пожарного насоса. На моторную лодку, так же как и на моторизированную карету, Даймлер патентов не получал.

Кто первый?
Существует около четырехсот конструкций, претендующих на звание первого автомобиля. Среди них и самокатка нижегородца Ивана Кулибина, которую в 1791 году он демонстрировал жителям Санкт-Петербурга. Дискуссии о том, кто все-таки был первым, привели к выработке четырех условий, которые должен был выполнить первопроходец. Первое - разработка конструкции транспортной машины. Второе - оформление юридического документа, патента. Третье условие - постройка работоспособного опытного образца и его публичные испытания. И четвертое - организация производства изделия. Формально все эти четыре условия выполнил Карл Бенц.

При жизни Бенц и Даймлер ни разу так и не встретились. А конкуренции их фирм положило конец произошедшее в 1926 году слияние их компаний. Совместно выпускаемые автомобили начали выходить под торговой маркой «Mercedes-Benz», официальной эмблемой которой стала трехлучевая звезда, придуманная когда-то Даймлером и символизирующая успех марки на суше, в воде и воздухе.

М. ШТЕЙМАН
По материалам сайтов: wikipedia.org, shkolazhizni.ru

Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.