Газета Рабочая Балахна > Православие > Рождество Христово Распечатать

Рождество Христово


16:54 4.01.2013. http://Рабочая-Балахна.РФ
О евангельской истории праздника, времени этого великого события, народных традициях и церковных особенностях празднования.
7 января Русская Православная Церковь и верующие отмечают один из двенадцати главных христианских праздников – Рождество Христово.

Великий, светлый и мироспасительный праздник будут торжественными богослужениями встречать во всех храмах нашей страны. В эту светозарную ночь отовсюду будет слышаться ангельское пение, прославляющее рождение в Вифлееме более двух тысяч лет назад Богомладенца Христа, принесшего всем нам надежду на спасение.

Евангельская история праздника…


Согласно Евангелию от Луки, Иисус Христос родился от Девы Марии в царствование императора Августа (Октавиана) в городе Вифлееме.
Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Дева Мария и праведный Иосиф, происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря. В Вифлееме в связи с переписью все места в гостиницах были заняты, и Мария и Иосиф смогли найти ночлег лишь в известняковой пещере, предназначенной для стойла скота. Когда же они там расположились, Марии наступило время родить. Среди сена и соломы в холодную зимнюю ночь родился младенец Иисус Христос. Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева спеленала Его и положила в ясли – кормушку для скота. Но среди полночной тишины, когда все человечество было объято сном, весть о рождении Спасителя мира услышали пастухи, сторожившие стадо. Им явился Ангел и сказал: «Не бойтесь: благовествую вам радость великую, которая будет всем людям. Сегодня родился Спаситель мира – Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога. Когда Ангелы исчезли, пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось!» И, поспешив, они нашли пещеру, где находились Мария, Иосиф и Младенец, лежащий в яслях. Пастухи рассказали святому семейству о том, что было возвещено им о Младенце.

В это время, согласно Евангелию от Матфея, с дарами к Богомладенцу шли волхвы (древние мудрецы) с востока. Они ждали, что вскоре на землю должен прийти великий Царь мира. Волхвы, по преданию их называли Гаспар, Мельхиор и Валтасар, направились в Иерусалим, чтобы расспросить, где нужно искать Спасителя мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал их к себе. Он выведал у волхвов время появления звезды – возможный возраст будущего царя, которого он опасался как соперника своему царствованию. Ирод лицемерно просил, чтобы волхвы известили о месте рождения младенца, «чтобы и мне пойти поклониться Ему».
Следуя за путеводной звездой, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю и принесли дары Востока: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших). Затем, получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну.
Разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы не послушались его, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Пресвятой Девой Марией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода.

О времени праздника…


В воспоминание о рождении (рождестве) Иисуса Христа установлен церковью праздник – Рождество Христово. Начало его празднования относится ко временам апостолов. В апостольских постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца» (от марта – прим. А.В.).
Дата Рождества – 25 декабря – принята Церковью с IV века. До 70-х годов I века подавляющее большинство христиан составляли иудеи, и среди них вопрос о дате рождения Спасителя не поднимался, потому что у иудеев вообще не принято было точно знать дни рождения. Ко II-III векам относятся первые попытки установить дату Рождества Христова и отмечать этот день как один из главных христианских праздников.
В 337 году папа римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. С тех пор весь христианский мир празднует Рождество 25 декабря (исключение составляет армянская Церковь, которая отмечает Рождество и Крещение Господне как единый праздник Богоявления). Русская Православная Церковь также празднует Рождество Христово 25 декабря, но по старому стилю – по юлианскому календарю (так как Русская Православная Церковь не приняла реформу календаря папы Григория XIII), то есть 7 января – по новому григорианскому стилю.

Празднование на Руси…


На Руси традиция празднования Рождества появилась в X веке, после принятия христианства. Христианские праздники тесно переплетались с языческими, и Рождество не стало исключением, впитав в себя традиции зимнего древнеславянского праздника в честь духов-предков.
Рождеству предшествует Сочельник. По монастырскому уставу в этот день полагалось на трапезе вкушать только сочиво – вареную пшеницу (или рис) с медом. От этого блюда и происходит название праздника. Пищу и питье нельзя было употреблять до первой звезды. Как только звезда появлялась на небе, ужинали сочивом.
Именно в эту ночь перед Рождеством, по народным поверьям, господствовали две силы: добра и зла. К какой человек примыкал, та и творила с ним чудеса. Одна зазывала колядовать и прославлять рождение Христа за праздничным столом, а другая собирала на шабаш ведьм.
В рождественский вечер было принято разжигать костры. Эта традиция у славян, как и у других народов, связывалась с представлениями о возрождении Солнца, начале нового солнечного года, победе света над тьмой и с культом усопших предков.
Сами крестьяне объяснили этот обычай так: «На дворах зажигают огни, полагая, что усопшие родители приходят обогреться и что от этого огня пшеница народится ярая». Среди каждого двора клался воз соломы, которая после службы в церкви поджигалась. «Делается это для того, чтобы умершим родственникам не было холодно лежать в мерзлой земле в рождественские морозы». При этом обряде «возжигания» огня все старались оставаться безмолвными.
Очень большое значение в рождественский сочельник придавалось ужину. Избу при этом убирали с особой тщательностью, стол застилали чистой скатертью, ели в торжественном и строгом молчании. На Рождество в России издавна принято устраивать праздничный стол, на котором должно быть непременно 12 блюд.

Церковное празднование…


В последний день Рождественского поста – Навечерие Рождества, Рождественский сочельник, когда пост становится особенно строгим, служится вечерня (вечернее богослужение) Рождества Христова. К Рождественскому сочельнику храмы украшают по-праздничному – еловыми ветвями, гирляндами с цветами и огнями.
Поскольку праздничная вечерня уже была отслужена, всенощное бдение начинается с радостного возгласа пророка Исайи: «С нами Бог!» Утреня совершается по чину великих праздников. На ней впервые полностью поется один из самых красивых канонов в православном богослужении: «Христос рождается, славите! Христос в небеси, срящите (встречайте)! Христос на земли, возноситеся! Пойте Господеви вся земля!»
Заключает празднование Рождества Христова Божественная литургия – богослужение, на котором совершается таинство Евхаристии.
На следующий день совершается празднование Собора Пресвятой Богородицы. Соединяя рождественские гимны с песнопениями, прославляющими Божию Матерь, церковь указывает на Марию как на того человека, благодаря которому стало возможным Боговоплощение. Праздник Собора Пресвятой Богородицы в христианской традиции является наиболее древним праздником в честь Девы Марии, началом Ее церковного почитания.
По традиции в дни празднования Рождества совершается память первых христианских мучеников: апостола первомученика и архидиакона Стефана, Никомидийских мучеников, пострадавших во время гонений на христиан в Малой Азии в IV веке, а также мучеников младенцев в Вифлееме избиенных.
Первое воскресенье после Рождества посвящается прославлению праведного Иосифа, Обручника Девы Марии, послужившего Богомладенцу своим земным отцовством, царя Давида, основателя рода, из которого ожидался Мессия и к которому принадлежала Дева Мария, и Иакова, брата Господня, который был свидетелем тайны Боговоплощения, сопровождал Марию, Иосифа и Младенца Иисуса во время их бегства в Египет и который впоследствии возглавил первую христианскую общину в Иерусалиме.

А. ВИХАРЕВ
На снимке: икона Рождества Христова.

Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.