Газета Рабочая Балахна > Земляки > Он сражался за Родину Распечатать

Он сражался за Родину


21:22 7.12.2012. http://Рабочая-Балахна.РФ
Среди балахнинцев тоже есть герои Отечества, одним из которых является Александр Михайлович КУЗНЕЦОВ.
А.М. Кузнецов родился в 1922 году в селе Расстригино Фоминского района Владимирской области. В пятилетнем возрасте с родителями переехал в Балахну.

В 1932 году Александр пошел в чернораменскую школу №10. В июне 1941 года у него, как у миллиона советских десятиклассников, был выпускной вечер, а через несколько дней началась Великая Отечественная война, месяцем позже его призвали в армию.

Из воспоминаний одноклассницы А.М. Кузнецова: «Александр Михайлович учился в нашей чернораменской школе №10. Но мы сначала были в разных классах. С 1938/1939 учебного года нас объединили в один восьмой класс, и мы как-то быстро сплотились в единый и очень дружный коллектив. Помню, как к нам пришел пионервожатый Виктор Рачков, и после нескольких сборов он нас воодушевил на вступление в члены ВЛКСМ. Мы сразу почти целым классом влились в комсомольскую среду.

Саша был с нами. Среди товарищей Александр Михайлович пользовался уважением. Любил он природу, лес, рыбалку. Особенно дружен был со своим братом Сергеем и товарищами Иваном Щелкуновым, Сергеем Розановым, Николаем Щемеровым. Учился Александр хорошо, на уроках был исключительно внимательным и дисциплинированным.

А вот в перемену любил пошутить, погримасничать, развлечь нас, поднять настроение. И вот так мы проучились в 9-10 классах. 15 июня 1941 года был сдан последний экзамен по истории на аттестат, а 17 июня мы отшумели на выпускном вечере, который для нас организовали родительский комитет и учителя. Международная обстановка накалялась, а 22 июня началась Великая Отечественная война. Александр Михайлович Кузнецов в числе других наших мальчиков был призван в ряды Советской Армии».

Девять месяцев учебы во Фрунзенском пехотном училище тянулись для Александра мучительно долго, хотелось быстрее применить свои знания в военных действиях. Наконец Кузнецов получил диплом об окончании училища и был направлен на Брянский фронт в стрелковый полк командиром взвода минометов. В это время шли горячие оборонительные бои под Москвой.

На участке стрелкового полка обстановка была весьма напряженной: следовало уточнить замыслы врага. Нужен был «язык». Была срочно сформирована специальная разведывательная группа из добровольцев. Лейтенант Кузнецов с двумя сержантами ушли в разведку. На исходе ночи они проникли в расположение врага. Дорогу разведчикам перекрыла деревоземляная огневая точка (дзот), к которой они пробрались с тыла. В приоткрытую дверь дзота разведчики бросили гранату и захватили пленного. «Язык» был доставлен в штаб полка. За смелость и находчивость лейтенант Александр Михайлович Кузнецов был награжден медалью «За боевые услуги», а вскоре – орденом Красной Звезды.

Шло время, закалялся характер молодого командира. Он участвовал в Курско-Белгородской битве, форсировал Днепр, Десну и Припять.
Александр Михайлович вспоминал: «Я опишу один из боевых эпизодов перед тем, как я попал в партизаны Белоруссии. После форсирования Днепра и Десны я со своей ротой в составе полка преодолели третий водный рубеж-реку Припять. Материальные и людские силы наших подразделений были на пределе. В моей роте бойцов осталось менее одной трети, кончались боеприпасы.

За рекой Припять наш полк занял оборону вдоль лесной опушки. Впереди лежало чистое поле, где залегла пехота. На другой день, примерно в середине дня, немцы силами до 60 танков и бронетранспортеров внезапно атаковали нас. Я помню, как за немецкими танками растилались клубы дыма и пыли. Наша пехота отступала, нашлись слабонервные и в моем окружении. В результате около меня осталась одна пушка, при которой было 7-8 снарядов, и одно противотанковое орудие с двумя бойцами.

Я приказал не стрелять, так как немецкие танки могли нас обнаружить раньше времени. И только тогда, когда на немецких танках стали видны черные кресты, я приказал открыть огонь из пушки и орудия. От первого выстрела нашего орудия загорелся головной танк, со второго выстрела-перевернулся бронетранспортер. И все же мы были на краю гибели, слишком неравные были силы. Но нас выручило то обстоятельство, что мы, во-первых, не побежали, а во-вторых, у немцев прежней смелости не было. И, увидев, что горит головной танк, а бронетранспортер перевернулся и мнет свою пехоту, вся их стальная армада дрогнула и остановилась. Позиции нашего полка были сохранены. А самое главное, с минимальными силами была одержана победа. После этого мы оказались во временном окружении, но, прорвав кольцо противника, ушли к партизанам».

Его боевой опыт в полной мере проявился в операции при форсировании Днепра. Рота старшего лейтенанта Кузнецова получила приказ перебраться ночью на правый берег Днепра и закрепиться там. Лодки и плоты еще не достигли и середины реки, как вражеская артиллерия открыла огонь. Водная гладь стала вспучиваться от взрывов снарядов все ближе и ближе. Лодку командира роты и плот с солдатами опрокинуло. В кромешном аду разрывов, фонтанов воды, щепы досок и бревен плыли живые солдаты, раненые, мертвые. Несмотря на отчаянное сопротивление гитлеровцев, рота достигла правого берега Днепра. Забрасывая врага гранатами, уничтожая его в рукопашной схватке, воины занимали боевые позиции. С раннего утра страшная битва разгорелась вновь.

16 декабря 1943 года Указом Президиума Совета СССР за героизм, мужество и находчивость, умелое руководство подразделением при форсировании Днепра, удержание плацдарма в течение пяти суток Александру Михайловичу Кузнецову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда». Эту награду бывший учащийся средней школы №10 г. Балахны заслужил честно. А сама школа уже ни один десяток лет носит имя А.М. Кузнецова.

В дальнейшем капитан А.М. Кузнецов участвовал в боях за освобождение Правобережной Украины. В марте 1944 года в бою под городом Тернополем он был тяжело ранен и контужен. Лечился в госпитале в Саратове, затем дома у родителей. После лечения в 1945 году по состоянию здоровья уволен в запас.

После войны Александр Михайлович Кузнецов в 1949 году окончил Горьковский сельскохозяйственный институт. Три года работал старшим агрономом МТС в Мордовской АССР. Затем он успешно окончил аспирантуру, защитил диссертацию кандидата экономических наук, четыре года руководил колхозом «Искра» в Кстовском районе. «В числе 30-тысячников (посланцев партии в деревню) был направлен на работу председателем колхоза. В колхозе я работал четыре года, с 1954 по 1958 гг. Хозяйство попалось очень тяжелое, и пришлось много работать. В 1958 году наш колхоз был реорганизован в совхоз, и я автоматически освободился от должности председателя», - рассказывал А.М. Кузнецов. Вернувшись в институт, он работал преподавателем, доцентом кафедры экономики сельского хозяйства.

С тех пор Александр Михайлович проживает в Нижнем Новгороде. В 2004г. получил звание «Почетный гражданин Нижегородской области». По телефону «РБ» связалась с сыном А.М. Кузнецова – Андреем Александровичем. Он рассказал нам, что Александр Михайлович себя плохо чувствует, практически все время проводит в больницах – сказывается возраст и военные ранения. 19 июня этого года А.М. Кузнецов отметил свое 90-летие. С юбилеем его поздравила министр социальной политики Нижегородской области О.В. Носкова. Она навестила ветерана Великой Отечественной войны в госпитале, где он проходил плановое лечение. Также в письме с днем рождения его поздравил Президент России Владимир Владимирович Путин.

«Мы помним и ценим тот подвиг, который совершили наши деды и прадеды. Александр Михайлович - один из немногих у нас в области, кто носит звание Героя Советского Союза. Хочется, чтобы они жили подольше и чувствовали себя нужными обществу и своим близким», - отметила О.В. Носкова.

Подготовила М. ГОВОРОВА по материалам архивов и Интернет-сайтов

Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.