Газета Рабочая Балахна > Интервью > М.В. Карташова: «Недостаток площадей - это общая проблема всех музеев» Распечатать

М.В. Карташова: «Недостаток площадей - это общая проблема всех музеев»


18:33 7.11.2012. http://Рабочая-Балахна.РФ
Вчера, 7 ноября, Балахнинский краеведческий музей отметил 85 лет
со дня своего основания.
Почти за век он не раз менял названия и адреса. Сейчас это музейно-исторический комплекс, состоящий из трех филиалов: «Музей кружева», «Музей К. Минина» и музей «Усадьба А.А. Худякова». Недавно музею было передано еще одно здание. И, как надеется его директор Мария Вячеславовна КАРТАШОВА, в скором времени количество и широта экспозиций заметно возрастет.



- Мария Вячеславовна, когда у балахнинцев появится возможность увидеть всю коллекцию музея?
- Ни один из музеев не может экспонировать все свои коллекции в полном объеме. Существует понятие «музейных фондов» и их движения. У нас более 13 тысяч экспонатов. Я не могу представить оборудованное витринами помещение, которое смогло бы все их вместить. Поэтому у нас есть постоянные и временные экспозиции. Но большую часть фондов многие наши посетители пока не видели, так как большинство экспонатов находятся на хранении.

Музею было передано здание по адресу: улица Карла Маркса, 4. Здание очень интересное. Дом был построен в середине XIX века и является памятником регионального значения. Он принадлежал известному судостроителю и купцу первой гильдии А.А. Плотникову. У дома достаточно большие площади, и поэтому у нас есть планы выстроить там широкую историческую экспозицию.

Территория Балахнинского района была заселена еще в период неолита, это восьмое-шестое тысячелетие до нашей эры. Мы планируем представить большие блоки археологии, посвященные этому времени, а также средневековью и истории края. Но, прежде чем музей сможет переехать в новое здание, в доме Плотникова требуется провести значительные реставрационные работы.

- Какие еще коллекции вы хотите разместить в доме Плотникова?
- Есть зоологическая коллекция, которая состоит из чучел разных животных. Есть большая коллекция оружия и обмундирования времен Великой Отечественной войны. Также в доме Плотникова мы хотим разместить экспозицию, посвященную балахнинским промыслам, которые сейчас скудно представлены в «Доме Москвы». Очень хотелось бы показать и рассказать о колокололитейном производстве. Дело в том, что на рубеже XIX и XX веков в России было всего двадцать заводов по производству колоколов. Один из них – в Балахне. Известная семья колокололитейщиков Чарышниковых в 1828 году организовала производство в Н. Новгороде, а в 1886 году перебралась в Балахну.

Хотелось бы показать и крестьянский быт: у нас большая коллекция одежды и деревянной утвари. Многие спрашивают, где можно увидеть нашу коллекцию нумизматики и бонов. Их мы тоже планируем там выставлять.

- Какая научная деятельность ведется сейчас в музее?
- У каждого научного сотрудника есть свое направление. Например, наш археолог Павел Груненков изучает по собранному материалу балахнинские изразцы, которые считаются одними из лучших в России.
Мы подали документы на получение «открытого листа» от министерства культуры. В археологии «открытый лист» - это разрешение на проведение раскопок. Если у нас будет такой документ, то появится возможность самостоятельно со своим специалистом заниматься раскопками, а найденное передавать в музейный фонд.

Другие наши темы – это история Народного ополчения и Кузьмы Минина, а также известные балахнинцы. Я несколько лет собирала материал для справочника под названием «Знаменитые балахнинцы». Он состоит из биографий тех, кто внес значимый вклад в развитие города начиная с XVI века. Я думаю, что книжка может стать полезной для школьников, студентов, краеведов и вообще для всех балахнинцев, которым интересна история их города. Музеем собраны личные вещи и фотографии некоторых из героев книги. Их можно увидеть на одноименной выставке, которая начала работать 7 ноября в «Музее кружева».

- За счет чего вы пополняете свои коллекции?
- Не все знают, что мы с удовольствием принимаем фотографии, документы, личные вещи балахнинцев. Случается, что людям негде хранить вещи, доставшиеся от их прабабушек и прадедушек. Невозможно же все держать у себя дома, для этого и существует музей.

Очень радостно, что сейчас фонды музея постоянно пополняются вещами, которые нам люди приносят сами. Это в том числе и краеведы. На выставке «Знаменитые балахнинцы» мы представили коллекцию фотографий, которая была передана музею буквально на днях. Это старинные фотографии Петра Андреевича Александрова и его семьи. В Балахне он был уездным предводителем дворянства. По этой семье мы работали вместе с краеведом Владимиром Александровичем Угрюмовым.

- Насколько Балахна изучена археологами?
- Археологические раскопки проводятся в городе с конца XIX века. Но дело в том, что Балахна, особенно ее центр, находится в охраняемой зоне. Сейчас у нас ведутся только раскопки, предваряющие строительство зданий, потому что без изучения почвы земляные работы здесь вести запрещено. В целом, и район, и город изучены слабо.

- Где в Балахне уже проводились раскопки?
- В 1994 году велись широкомасштабные работы на территории Покровского монастыря. Там находился один из старейших некрополей города, и при раскопках было найдено очень много надгробных плит XVI-XVII веков. Также в 1993 году копали около Христорождественской церкви. Не так давно раскопки проводились на территории рынка, где были найдены рассолоподъемные трубы - некогда основа промышленной жизни Балахны. По ним из недр поднимали воду, из которой соль добывалась при помощи сушки. Концентрация балахнинского рассола очень слабая, около 5-6 процентов, поэтому сейчас его добывать невыгодно.



- Говорят, что в Балахне сохранились подземные ходы, это правда?
- За 18 лет, что я работаю в музее, я много раз об этом слышала, но ничего подобного не видела. Говорили, что как-то во двор дома на улице Розы Люксембург заехал грузовик, постоял немного и провалился в землю. Но, что такое балахнинская земля? Глина и песок. Не думаю, что эти ходы могли сохраниться с XVI века. Вот какие–то подвальные помещения могли остаться, это несомненно.

- Какие цели вы ставите перед музейным комплексом?
- Самое главное – это сделать хорошую большую экспозицию, которая расскажет об истории Балахнинской земли начиная с первобытного строя по настоящее время. У нас совершенно не представлен советский период. Он сейчас не востребован. Думаю, что интерес появится лет через 50-70. Как раньше мы уничтожали все церковное, так и сейчас мы бросились уничтожать все советское. Было, конечно, разное, но наша задача, как музейщиков, - все это сохранить.

Сейчас идет большая работа по реставрации дома Худякова, который является памятником регионального значения. Одновременно с работами по восстановлению изучается здание и изучается история семьи, которая в нем проживала. Что они были за люди и почему построили дом именно здесь? Там целая история о том, какие у Худякова были отношения с городской Думой, как он выпросил себе должность городского главы. Семья Плотникова тоже очень интересна: семь детей, и все дочки. Не каждому зятю можно было все оставить! Все это является частью истории города. Одна из задач музея - привлечение как можно большего числа туристов.

Для этого у нас предназначен музейный сайт. Мы сотрудничаем с несколькими фирмами, которые предлагают туры по Нижегородской области по маршруту через Чкаловск, Городец, Дивеево, Семенов и Балахну. К нам приезжают со всей России: из Москвы, Екатеринбурга, Перми, Ростова и других городов. Но туризм для нас - это новое направление деятельности. Сейчас очень сложная ситуация с дорожным движением. Большой минус, что у нас в городе нет пристани. В пятницу вечером доехать до Балахны – это три часа, как минимум. Какой турист на это согласится? Другая проблема – отсутствие гостиницы. Если сравнить Балахну с Городцом, то там уже давно все раскручено.

- Почему усадьба Худякова открыта только для посещения туристическими группами?
- Это наш больной вопрос, там находятся музейные запасники. Все экспонаты должны размещаться в витринах, некоторые из них с бронированными стеклами. Это касается всей нумизматики, изделий из драгметаллов, оружия, икон. Этого пока в распоряжении музея нет. Представляете, заходит группа шестиклассников, и им хочется все потрогать. А большая часть экспонатов, 7500 предметов - это федеральная собственность. Поэтому наша первостепенная задача - сохранять и, как только появятся площади и необходимое оборудование, начать их экспонировать.

Недостаток площадей - это общая проблема всех музеев. Если вы знаете, сейчас идет очень болезненный процесс передачи зданий, ранее принадлежащих церкви. Во многих городах музеи располагались в церквях. Где-то здание использовалось совместно. Музейщики никогда не против передачи, но разумной, чтобы музей не выкидывали на улицу, а предоставляли здание и финансировали ремонт. Музей же не может существовать на свои деньги, это не коммерческая организация.

- Кто финансирует музейный комплекс?
- У нас муниципальное бюджетное учреждение, финансирование идет из местного бюджета. От областного и федерального министерств культуры у нас только спрос и отчетность. Большинство музеев области работают по такому же принципу. Если сравнивать с городецким и семеновским музеями, мы находимся на одном уровне, где-то чуть лучше, где-то хуже.

А по научной деятельности мы одни из первых по области, это точно. У нас много публикаций в российских и региональных журналах. В прошлом году в «Доме Москвы» мы провели Всероссийскую конференцию. К нам приезжали доктора и профессора со всей России и даже из Польши. Вся научная работа лежала на нас. По итогам конференции был выпущен сборник «Народное ополчение. Российские города». Этот сборник мне помогал составлять наш большой друг - доктор исторических наук из Института Российской истории РАН К.А. Аверьянов.

У нас вообще очень хорошие связи с этим институтом. Дело в том, что на протяжении семнадцати лет им руководил член-корреспондент РАН Андрей Николаевич Сахаров. А так как он несколько лет прожил в Балахне и учился в школе №7, то он неровно дышит к нашему городу. Кстати, дом, который построил его отец, находится прямо за зданием редакции «Рабочей Балахны». Недавно Андрей Николаевич передал личные вещи своего брата, изумительного музыканта, лауреата Шопеновского конкурса и профессора Московской консерватории.

- Расскажите о том, кто работает в музее.
- Коллектив делится на научных работников и технический персонал. К техническому относятся дворники, уборщицы и смотрители, а научный персонал – это те, на которых ложится вся остальная работа, от и до. Они проводят экскурсии, занимаются исследовательской работой, ходят по людям и собирают информацию, участвуют в конференциях, посещают курсы повышения квалификации и несут ответственность за экспонаты.



- Кого вы можете особенно выделить среди работников музейного комплекса?
- Очень важный человек - главный хранитель фондов Людмила Александровна Сорокина. Музей можно поместить в любое здание, а фонды от этого страдать не должны. Расформирование фондов грозит уничтожением музея. Поэтому на главном хранителе очень многое держится, и Людмила Александровна справляется со своими обязанностями. Кроме того, она замечательный экскурсовод. Ее любимая тема – это церкви.

Еще среди наших сотрудников следует отметить, конечно, члена Союза художников России, известную в Балахне мастерицу Галину Александровну Котову. Ее кружевные работы уже сейчас находятся в наших фондах. Нижегородский музей-заповедник просит, чтобы и с ним поделились.

Также мы очень ценим заведующую филиалом «Музей К. Минина» Ольгу Александровну Васильеву. Она - яркая личность, замечательный организатор и ведущая массовых мероприятий. С февраля у нас работает новый научный сотрудник, специалист по оружейной тематике Вячеслав Светловский. Я надеюсь, что ему удастся интересно развить свою тему в нашем городе.

М. ШТЕЙМАН
На снимках: коллектив Балахнинского музейно-исторического комплекса; в залах музея «Усадьба А.А. Худякова» и «Дома Москвы».

Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.