Газета Рабочая Балахна > Интервью > Работа в театре – подарок судьбы Распечатать

Работа в театре – подарок судьбы


16:45 24.10.2012. http://Рабочая-Балахна.РФ
В день премьеры спектакля «Ханума», гостем районного Дома культуры стала директор Нижегородского академического театра оперы и балета Анна Дмитриевна ЕРМАКОВА. Как оказалось, гостем ее назвать достаточно сложно. Дело в том, что Балахну она знает не хуже самих балахнинцев. Но обо всем по порядку, и прежде всего о самой премьере.



- Анна Дмитриевна, какое впечатление у вас осталось от спектакля?
- У всего коллектива удивительное впечатление и творческая радость. Прием, который нам оказали в Доме культуры, был поистине королевским. Мы не ожидали, что зал будет приведен в такое состояние, и с восторгом восприняли все, что было сделано в вашем Дворце культуры. Я, может быть, оговорилась не случайно, он действительно стал Дворцом. Думаю, что у балахнинцев, которые имеют право встречаться с настоящим профессиональным искусством, теперь появилась такая возможность. Мне кажется, что радость от этой долгожданной встречи была обоюдной. Публика в зрительном зале отличалась какой-то особой отзывчивостью, отдачей, духовностью. Она очень точно реагировала на реплики актеров. Весь следующий день мы находились в состоянии эйфории и желания приехать к вам еще раз.

- По вашему мнению, отличается ли зритель Балахны от нижегородского зрителя?
- Зритель в каждом городе разный. Есть холодный, который созерцательно относится к тому, что происходит на сцене. Он оценивает, не включаясь в происходящее эмоционально. Есть зритель, который приходит лишь для того, чтобы провести время. Он обычно шушукается, переговаривается. Балахнинцы с самого начала спектакля сразу включились в творческий процесс, стали сотворцами. Та живая реакция, которая была в зрительном зале, ощущалась всеми артистами, и они получали отдачу от его заинтересованности.

Я много раз смотрела «Хануму», мне есть с чем сравнивать: труппа работала на пределе своих возможностей. Ведь актеры по-разному играют одно и то же, в том числе в зависимости от того, какая публика пришла на их спектакль. Они делали то же, что и всегда, но энергетическое, эмоциональное наполнение было иное. Я видела лица зрителей после спектакля, люди выходили довольные и в приподнятом настроении. Я очень рада, что нам наконец-то удался этот проект. Этот абонемент начальник отдела культуры администрации района Светлана Витальевна Кудицкая вынашивала очень давно, но город не был готов принять нас. Директор Дома культуры Ольга Васильевна Ожигина - удивительно обаятельная и профессиональная женщина, которая обеспечила артистам такой прием, что они просто все были счастливы, ходили и улыбались. Мы приехали как будто к себе домой. Теперь будем приезжать к вам постоянно.

- Как осуществлялся подбор репертуара для абонемента?
- В первую очередь, учитывалось, поместится ли спектакль на сцене. К сожалению, далеко не каждый из них мы можем привезти. У вас нет штанкетного хозяйства (балки над сценой, к которым крепят всевозможные тросы), нет возможности убирать задники - декорации мы можем поменять только в антракте. Второе, что нас сдерживает, – это отсутствие оркестровой ямы. Поэтому, прежде чем в ваш город приехать, нам нужно было проделать дополнительную работу по созданию музыкальных фонограмм. Это было сделано также для балетного спектакля «Жизель» и мюзикла «Моя прекрасная леди». С фонограммой мы уже выпускали только «Юнону и Авось». Появилась идея разместить оркестр на балконе, но пока не понятно, хватит ли там места.

- Анна Дмитриевна, расскажите о том, что связывает вас с Балахной.
- Папа получил в Балахне место управляющего отделением Госбанка, и мы переехали. Я окончила начальные классы в школе №6, жила на улице Карла Либкнехта. Впервые познакомилась с ДК НиГРЭС еще когда не училась в первом классе. Тогда Горьковский театр привез «Лебединое озеро». Я теперь понимаю, что он не мог в полном объеме поместиться на этой сцене. Очевидно, была какая-то компиляция или отдельные эпизоды. Но в память врезался белый и черный лебедь именно на этой сцене. Нам тогда удавалось попасть в ДК, минуя билетерш. Там была дверь, через которую можно было проникнуть прямо в зал и пристроиться где-то с краешку.

Я посещала в ДК несколько кружков: занималась рисованием, танцами, читала стихи со сцены. В общем, была занята тем, чем можно быть занятой в этом возрасте. У нас самодеятельность в школе была очень развита, тогда все должны были выходить на сцену. Хорошо помню Марию Веньяминовну Громову, удивительная была учительница. Я и сейчас часто бываю в Балахне, практически ежегодно. Иногда приезжаю пройти по улице Карла Либкнехта, просто погулять в парке, который почему-то поредел. Видимо, деревья стареют, а новые не высаживаются. Помню, там по вечерам собирались молодые люди на танцы, эта площадка до сих пор там стоит.

- В какой стадии находится проект строительства нового здания оперного театра?
- Проект готов. При наличии финансирования, можно начинать строительные работы. Но сейчас этот вопрос решается уже в других кабинетах.

- Есть ли зарубежные гастроли у нижегородского театра?
- Да, мы периодически выезжаем. Но работать у себя в городе сейчас
экономически выгоднее, чем за рубежом. В 90-е годы было с точностью до наоборот. Сейчас мы выезжаем за границу только на серьезные престижные гастроли. Хорошие дружеские отношения у нас сложились с театрами Поволжья - с Чебоксарским, Ивановским музыкальным театром.

- Кто в настоящее время работает в балетной труппе театра?
- Значительная часть труппы пополняется за счет выпускников нашего театрального училища, где двадцать лет назад мы открыли свое хореографическое отделение. Часть солистов мы приглашаем из других городов. Всего в труппе работают сорок человек. Ее возглавляет опытный балетмейстер, народный артист России и лауреат нескольких международных конкурсов Валерий Федорович Миклин. Я уверена, что труппа в надежных руках. В свое время он был приглашен как ведущий танцовщик из Перми.

- Недавно был назначен новый художественный руководитель театра, какие вы возлагаете на него надежды?
- Ренат Джиганшин - один из самых талантливых музыкантов Нижнего Новгорода. Он не только художественный руководитель, но и дирижер. Он окончил два факультета: в Московской консерватории дирижерско-хоровой и симфоническое дирижирование в Нижнем. Оба - с отличием. В Нижнем Новгороде окончил аспирантуру по классу народного артиста Александра Скульского. Ренат – человек с богатым творческим потенциалом, и надо дать ему этот потенциал реализовать. А для нашего театра будет полезен его свежий взгляд.

- Вмешиваетесь ли вы в творческие процессы в театре?
- Функция директора заключается в том, чтобы обеспечить возможность творческим работникам проявить свои дарования, то есть обслужить творческий процесс, финансово в первую очередь.

- Как вы оцениваете репертуар театра?
- У нас один из лучших репертуаров страны, один из богатейших, который мы сегодня, к счастью, обеспечиваем. У нас есть вся отечественная и зарубежная классика.

- Что вам из него ближе всего?
- Вы посмотрите на нашу афишу, разве может что-то там не нравиться? Я прихожу и на Чайковского, и на Верди, прихожу на все, и мне все это нравится. Сейчас идет «Аида». Хотя я слушаю ее уже в тридцатый раз, но как можно ее не любить?! То, что вы видите в нашей афише, это десятилетиями, столетиями отобранные жемчужины мирового оперного искусства, и любому человеку, который хотя бы чуть-чуть соприкоснулся с этим искусством, это просто не может не нравиться, особенно если хорошо исполнено.

- Вы находитесь на посту директора театра 26 лет, в чем вы видите свою заслугу?
- В перестройку мне удалось удержать театр на плаву и сохранить его классический репертуар. Конечно, когда я принимала театр, труппа была сильнее. Были такие мастера сцены, как Правилов, Ермаков, Бусыгин, Балюта. Такой смены сейчас практически нет. Государство изначально поставило культуру в сложное положение. Почему-то стали престижны профессии экономиста, банкира, юриста, но не артиста. Мы сотрудничаем с театральным училищем, консерваторией и самых лучших выпускников приглашаем к себе. Думаю, что должно пройти еще какое-то время, чтобы можно было объективно оценить мою работу.

- О чем жалеете?
- Как можно жалеть, когда судьба сделала такой подарок, дала возможность работать в таком ярком, творческом коллективе и быть достаточно успешным?! Это постоянное познание, постоянная работа над собой.

- Есть какие–то идеи, которые вам бы еще хотелось реализовать?
- Идей очень много. Начать строительство нового здания, осуществить в 2014 году уникальную постановку музыкального спектакля «Коко Шанель. Страницы жизни». Это очень назидательное произведение о том, как человек начинал свою жизнь в приюте нищим и оборванным, затем достиг вершин мировой славы и дважды совершил переворот в мировой моде. Это история о том, как труд сделал Человека.

Подготовил М. ШТЕЙМАН
Фото Р. ПУЧКОВА

Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.