Газета Рабочая Балахна > Образование > Доступность и качество образования в современных условиях Распечатать

Доступность и качество образования в современных условиях


21:48 5.10.2012. http://Рабочая-Балахна.РФ
Развитие учебной базы отражается на достижениях школьников.
Е.И. СУГАКОВА, начальник управления образования и молодежной политики В 2011/2012 учебном году в школах нашего района обучалось 6745 детей, из них 770 – первоклассники. Уровень обученности по району составил 99,3 процента.
Без неуспевающих закончили учебный год школы №3, 9, 12, 17, 18, Липовская, Истоминская, коррекционные школы восьмого и шестого вида.

На повторное обучение остались 12 учеников, из них в начальном звене – 3, в основном звене (в 9-х классах) – 4, в среднем звене (в 11-х классах) - 5.
Качество обученности выше районного показателя у школ №3, 4, 6, 10, 11, 14, 18, 20, Липовской и Истоминской.
405 школьников (6 процентов от общего количества) окончили учебный год на «отлично». Аттестат с отличием получили 22 выпускника девятых классов, среди выпускников одиннадцатых классов 20 медалистов – 15 золотых и 5 серебряных.

В 2011/2012 учебном году по новым государственным стандартам начали обучение 770 учащихся первых классов по следующим учебно-методическим программам – «Гармония», «Планета знаний», «Начальная школа ХХI века» и «Школа России».
В рамках деятельности экспериментальных площадок по новымфедеральным стандартам была организована работа проблемно-творческих групп и мастер-классов. На базе школы №10 состоялся районный практический семинар «Методические и организационные особенности работы учителя школы первой ступени, связанные с введением федерального государственного образовательного стандарта второго поколения» (из опыта работы школы).

С целью адаптации будущих первоклассников в 13 образовательных учреждениях Балахнинского района функционировали школы будущего первоклассника.
Прошел конкурс кабинетов начальных классов, в котором приняли участие 14 школ района. Победителями конкурса стали восемь педагогов. Первое место поделили Наталья Константиновна Захарычева (шк. №4) и Елена Николаевна Смирнова (шк. №12). Второе место также присуждено двум учителям – Екатерине Николаевне Мартыновой (шк. №6) и Галине Федоровне Трифоновой (шк. №17). На третьем месте четыре педагога – Наталья Михайловна Бекчанова и Ольга Васильевна Ковалева (шк. №14), Марина Александровна Герасимова (шк. №20) и Валентина Леонидовна Балуева (Липовская шк.).

Проводился в прошлом учебном году и мониторинг обученности детей начальных классов. Средний показатель по району остается на стабильно высоком уровне.
Из 34 учебных кабинетов для первых классов 6 имеют минимальный уровень оборудования, 27 – необходимый уровень и один кабинет - максимальный уровень. Однако следует отметить недостаточное программное обеспечение для полного использования компьютерной техники в образовательном процессе.

Информировали родителей о введении федерального государственного образовательного стандарта на классных и общешкольных родительских собраниях. На сайтах всех школ открыта страница «ФГОС», на которой размещена вся информация.
Ежегодно увеличивается количество учителей, занимающихся экспериментальной работой. В 2011/2012 учебном году число участников возросло на 22 процента.

В шести балахнинских учреждениях на базе НИРО работали десять областных экспериментальных площадок – в школах №3, №4 (две), №6 (три площадки), №11 (две), №14, №18. Также продолжалась работа в режиме 21 районной экспериментальной площадки.
Одной из важных задач является выявление и поддержка одаренных детей. С этой целью были проведены районные олимпиады по русскому языку и математике для учащихся 3 - 4-х классов. В этих олимпиадах приняли участие 36 детей из третьих классов и 40 – из четвертых классов.

Впервые 15 ребят из 3 - 4-х классов участвовали в Интернет-олимпиаде «Наше наследие», посвященной Отечественной войне 1812 года. Все участники получили сертификаты.
С целью развития интеллектуального потенциала детей и их исследовательских способностей, был проведен конкурс исследований младших школьников «Малая академия». На конкурс было представлено 48 работ по шести направлениям: естественнонаучное, социальное, техническое, художественно-эстетическое, гуманитарное и формирующее здоровье. Победителями стали ребята из школ №14 и 6.

Учащиеся 5 - 11-х классов приняли участие в 20 олимпиадах. Количество участников муниципального этапа возросло на 22 процента к уровню прошлого года, количество учителей, ведущих целенаправленную работу с одаренными школьниками, – на 9 процентов. Победителей олимпиад стало больше на 19 процентов. Наибольшее количество победителей и призеров подготовили педагоги школ №6, 11 и 14.

Также увеличилось число участников, победителей и призеров регионального этапа всероссийской олимпиады школьников. В 2012 году ребята из школ №6 и 14 стали победителями и призерами в десяти олимпиадах (в 2011 году – в шести). Геннадий Борисенко (шк. №14) и Екатерина Шабалина (шк. №6) победили в региональной олимпиаде по экологии и получили право участвовать в заключительном этапе, где Геннадий стал призером.

В профильных классах в 2011/2012 учебном году обучалось 330 школьников, или 59 процентов от общего количества учащихся 10 - 11-х классов, в том числе по индивидуальным учебным планам – 44 процента от общего количества десятиклассников.
В 2008 году в Балахне было создано научное общество учащихся. За все время работы в нем приняли участие 600 детей из 16 школ района. В 2012 году в Днях науки участвовал 161 ученик 4 - 11-х классов. Они представили 150 работ по 40 разделам естественных, гуманитарных, технических и социальных наук.



Ежегодно в районе проводится конкурс «Ученик года». Его цель – выявление и поддержка одаренных школьников. В 2012 году в конкурсе участвовали 20 старшеклассников из 12 школ. Победителем стал Александр Ворошилов из школы №17 п. «1-е Мая».
Значительное внимание было уделено созданию условий для повышения квалификации работников образовательных учреждений. На это нацелена и районная программа «Педагогические кадры», которая начнет работать с 2013 года. Важно, насколько качественно организованы повышение квалификации учителей и переподготовка.

С 2012 года информационно-диагностический центр управления образования и молодежной политики является базовой площадкой НИРО по реализации экспериментальных курсов дистанционного повышения квалификации педагогов. В Нижегородском институте развития образования в 2011/2012 учебном году курсовую подготовку прошли 234 человека, или более 20 процентов от общего количества педагогов района.

В Балахнинском муниципальном районе с 2006 года действует целевая программа социально-экономической поддержки молодых специалистов, работающих в образовательных учреждениях. В настоящее время их у нас насчитывается 52 человека. Все молодые специалисты, участники программы, обеспечены благоустроенным жильем и автомобилями.
Важнейшую роль в системе повышения квалификации педагогов играют конкурсы профессионального мастерства. В приоритетном национальном проекте «Образование» в этом году приняли участие восемь учителей из школы №14 и двое – из школы №17. Победителем стала Наталья Вячеславовна Кудимова из школы №14.

С большим успехом в «Доме Москвы» прошел районный конкурс молодых специалистов – учителей школ и воспитателей детских садов. Самым творческим педагогом жюри признало учительницу школы №11 Екатерину Владимировну Лапшинову.
«Фестиваль педагогических идей» - так назывался конкурс, который проводился с 1 сентября 2011 года по 1 марта 2012 года. Его активными участниками стали 68 педагогов из школ и учреждений дополнительного образования нашего района. По итогам фестиваля лучшими признали 30 разработок уроков и внеурочных мероприятий. Педагогические изюминки будут опубликованы в электронном журнале управления образования и молодежной политики «Методический калейдоскоп».

Очень серьезно и творчески подошли учителя района к проведению «Педагогических чтений», состоявшихся в начале года. Тема – «Роль педагога в обновлении содержания образования и повышении его качества». Победителем признана Алла Михайловна Вяткина, учитель музыки школы №6.
В современных условиях понятие качества образования неразрывно связано с информационными системами и технологическими условиями организации образовательного процесса. Стратегия формирования системы открытого (доступного) образования предполагает активное внедрение в образовательный процесс информационно-компьютерных, телекоммуникационных технологий, включая технологии дистанционного обучения. Часть средств на совершенствование информационной среды заложена в целевой районной программе «Информатизация образования в Балахнинском муниципальном районе в 2013-2016 годах».

Развитие учебно-материальной базы школ отражается в достижениях учащихся, о чем свидетельствует положительная динамика результатов ЕГЭ практически по всем учебным предметам по сравнению с 2011 годом. Особенно отрадно отметить, как повысился средний балл по предметам естественнонаучного цикла. Количество выпускников, получивших от 80 до 100 баллов по физике, химии и биологии, увеличилось с 5 человек до 11.
Наряду с современными информационными технологиями, важную роль в образовательном процессе имеют школьные библиотеки, наличие в них учебной, научной, методической литературы в печатном и цифровом формате. В рамках реализации проекта модернизации библиотечные ресурсы школ пополнились на 5 153 449 рублей.

«Эффекты проекта модернизации должна почувствовать каждая школа», - эти слова директора департамента управления программами Министерства образования РФ Сергея Кравцова подтверждены конкретными делами.
На снимке: на Дне земли Балахнинской Е.И. Сугакова была награждена почетным дипломом губернатора Нижегородской области; 1 сентября 2012 года для новых первоклассников открылись двери школы №14.

На снимке: на Дне земли Балахнинской Е.И. Сугакова была награждена почетным дипломом губернатора Нижегородской области;
1 сентября 2012 года для новых первоклассников открылись двери школы №14.

Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.