Газета Рабочая Балахна > Земляки > Он был ракетчиком, а потом и радистом Распечатать

Он был ракетчиком, а потом и радистом


17:40 27.07.2012. http://Рабочая-Балахна.РФ
Наша страна отмечает замечательный праздник – День Военно-Морского флота, и в этот день хочется почествовать нашего земляка, моряка-подводника Владимира Николаевича Хохлова, который также еще много лет отдал гражданскому флоту, а в настоящее время активно работает в общественной организации «Клуб моряков-подводников».

Владимир родился и вырос в Правдинске на ул. Горького, а потом их семья переехала на Крюковку, где он и живет по сей день. Его отец, Николай Андреевич, с ноября 1939 года по июль 1947 года находился в действующем Военно-Морском флоте, прошел две войны и в звании главного старшины невредимым вернулся домой.

Да! Рассказать ему было что! Получив военную специальность турбиниста, служил на крейсере «Каганович» во Владивостоке, а когда угроза нападения Японии на Дальний Восток отпала, был переведен в самое пекло боев на море - Северный флот, где на фрегате американской постройки нес нелегкую и опасную службу по проводке караванов с продовольствием и вооружением союзников для нашей страны, участвовал в исторически знаменитом конвое каравана PQ-17. В мирное время бессменно работал турбинистом (флот дал ему специальность) на ТЭЦ Балахнинского бумкомбината.

До последних дней жизни он вел кружок судомоделирования для правдинских ребят в детском секторе Дома культуры. Честь ему и хвала! Володина мама, Анна Александровна, всю жизнь проработала медсестрой в Правдинской больнице.
Пришло время, и Владимир был призван на военную службу. В учебном отряде Северного флота он изучал боевую ракетную технику подводных лодок. После успешного завершения учебы в отряде по распределению попал в 16-ю дивизию стратегических ракетоносцев Северного флота, которая базировалась в губе Оленья.

Несколько слов о подводных лодках проекта 629 и о ракетоносце К-142, на котором Владимиру довелось служить. Техническое задание на разработку дизель-электрической подводной лодки, оснащенной баллистическими ракетами, было получено в мае 1954 года, но в 1956 году оно было переработано.

Изначально хотели строить лодки под ракетный комплекс Д-2, который еще только создавался. И тогда генеральный конструктор Н.Н. Исанин предложил, чтобы одно другому не мешало, устанавливать на эти лодки уже испытанный комплекс Д-1, но заложить в них возможность дальнейшей модернизации по мере появления более мощных ракетных комплексов. В качестве базы для строительства взяли уже отработанный 641-й проект субмарин.

Впервые в СССР стали проектировать лодки, специально предназначенные для ракетных комплексов баллистических ракет. Каждая субмарина несла три баллистические ракеты Р-13, размещенные в ограждении рубки.

Головные Б-92 и Б-93 были заложены в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре в 1957г., а в конце 1958г. они одновременно вышли на испытания. После этого началось их серийное строительство, которое завершилось в 1962г. На Севере их построили шестнадцать, на Дальнем Востоке -восемь, в том числе одна дальневосточная была построена для КНР.

Как и предполагалось, с появлением более мощных ракет подводные лодки этого проекта активно модернизировались. В частности, шестнадцатый по счету в серии корабль К-142 уже был построен по проекту 629Б, но вскоре был модернизирован под проект 629А. Его длина составляла 98,9 м, ширина - 8,2 м, скорость под водой - 12 узлов, надводная - 14 узлов, предельная глубина погружения - 360 м, автономность плавания - 70 суток, экипаж – 89 человек.

Когда Владимир прибыл на базу в губу Оленья, К-142 находилась в первой линии готовности. (Экипаж здоров, механизмы и вооружение исправны). Экипаж сдавал боевые задачи, а как известно, их - шесть. Естественно, после теоретических дисциплин - выходы в море. А последние две задачи – практические стрельбы ракетами и торпедами. Стреляли много, особенно ракетами. К тому времени К-142 была знаменита уже тем, что стала самой первой лодкой в нашей стране, совершившей пуск баллистических ракет из-под воды.

Они первыми испытали новейший на то время ракетный комплекс Д-4 с ракетами Р-21 с подводным стартом. При стрельбе ракетами у них – у ракетчиков – особое состояние души. Каждая ракета на старте ведет себя строго индивидуально: шумят по-своему и толкаются по-разному. Но уже когда она выходит из шахты – все с замиранием слушают, и вот последний толчок, лодка как бы приседает, и ракета пошла. Все ракетчики с облегчением выдыхают. При стрельбе залпом и шума больше, и лодка получает значительный толчок.



После выполнения всех учебно-боевых задач корабль готов нести боевое дежурство в заданном районе мирового океана. Первая автономка Владимира была прервана приказом вернуться на базу. Их ракетоносец с боевыми ракетами и торпедами поставили в готовность в Ара-губе. Вторая автономка без происшествий не обошлась. В феврале 1971г. в полной боевой готовности лодка вышла из базы и взяла курс в открытое море. Прошли противолодочные рубежи и вышли в Атлантику. В районе Озерских островов К-142 шла под РДП (работа дизелей под водой), держали глубину 6-8 м, как вдруг обнаружили, что попали под прицелы английского разведывательного самолета «Шелктон».

С самолета незамедлительно сбросили сигнальный буй, работу которого все в подводной лодке слышали очень четко. Пришлось срочно покинуть место обнаружения в подводном положении. Уходили несколько суток, натовцы не давали возможность всплывать. В отсеках не стало хватать кислорода для дыхания, моряки себя чувствовали очень плохо. Ситуация напоминала обстановку, которую сумели показать в кинофильме «Командир счастливой «Щуки». Подводников выручила внезапно появившаяся в этом районе наша плавбаза «Тобольск».

Подводная лодка поднырнула под корабль, и самолеты потеряли её. Выполнив боевое дежурство, К-142 возвращалась на базу. При проходе Фареро-Исландского противолодочного рубежа разыгрался шторм огромной силы. Вышли из строя носовые горизонтальные рули, легкий корпус задрало от самого носа до рубки. Когда шторм прекратился, экипаж К-142 своими силами устранил поломки и благополучно вернулся домой. После автономки экипаж отдыхал в Зеленогорском санатории под Ленинградом.

Пришло время демобилизации. Тут Владимира вызывает командир подводной лодки и просит его и еще двух специалистов остаться на месяц и помочь подготовиться ракетчикам к выполнению боевой задачи. Пришлось ДМБ отложить. Все знают, как «годки» считают не только дни, но и часы до дембеля, но Владимир – человек долга.

После демобилизации мечта о дальнейшей судьбе моряка не оставила его, и в 1971г. Владимир поступает в Ленинградское мореходное училище, которое закончил и получил новую флотскую специальность – специалист радиосвязи и радионавигации. Сначала работал на береговых радиостанциях, а потом уехал за Полярный круг в Тикси, где в должности начальника радиосвязи ходил в море на разных судах, а последние три года бороздил мировой океан на теплоходе «Эдуард Толль», неоднократно пересекал экватор, заходил в порты многих стран. Его теплоход обеспечивал экспедицию по исследованию районов залегания ценных минералов в Тихом океане. В Тикси Владимир женился. Его супруга, Валентина Петровна, тоже работала на радиостанции. У них двое детей.

В 1993г. Владимир с женой приехал в Правдинск и поселился в родительском доме. Морская служба для Хохлова закончилась, и он стал заниматься предпринимательской деятельностью. Когда я познакомился с Владимиром, то предложил принять участие в создании клуба моряков-подводников. Он горячо откликнулся. Теперь это незаменимый и самый активный участник клуба.

От имени актива клуба моряков-подводников, от себя лично с огромным удовольствием поздравляю Владимира Николаевича с Днем Военно-Морского флота, а также с прошедшим Днем морского флота РФ и желаю крепкого здоровья, семейного благополучия, успехов в общественной работе и предпринимательской деятельности.

Л. МАРТЫНОВ, председатель ОО «Клуб моряков-подводников»
На снимках: моряк-подводник Владимир Хохлов; стратегические ракетоносцы проекта 629; В.Н. Хохлов.
Фото из архива семьи Хохловых и А. Родионо

Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.