Газета Рабочая Балахна > Земляки > Было у матери пять дочерей Распечатать

Было у матери пять дочерей


17:43 4.07.2012. http://Рабочая-Балахна.РФ
Воспоминания о жизни колхозной деревни в годы войны Н.А. Окуневой.
Жили мы в Сокольском районе. Деревня наша называлась Овсянки. Она была небольшая и очень красивая. Вокруг деревни поля с рожью, овсом, льном. За полями лес. Из леса к деревне протекала маленькая речушка, у нее и названия не было. Мы ее звали просто Речка.


Недалеко от нас была другая деревня - Большие Овсянки, и там у них свой лес. Разделяла наши леса изгородь. Деревенские следили за лесом. Председатель колхоза у нас был строгий, каждую осень деревенские выходили чистить лес от валежника и мусора. Все это собиралось в кучу и сжигалось. Мы любили свой лес. Там росли грибы и ягоды, там нам, ребятишкам, было весело.

Семья у нас была большая, семеро детей. Отец наш - инвалид. Когда началась война, два старших брата -Григорий и Василий, ушли на фронт, осталось пятеро девчонок. Мать и девчонки, кроме самой маленькой, работали в колхозе. Мне исполнилось тринадцать лет, я работала, как взрослая.

С вечера мама навертывает нам с сестрой на ноги портянки. Надеваем лапти, перевязываем портянки онучами и так ложимся спать. Утром в четыре часа мама нас будит, и мы с сестрой Евдокией, не умывшись и не поев, быстро бежим в ближний лес. Там пасутся колхозные лошади. Слушаем, где зазвенит колокольчик, значит, там и лошади, ведь у лошади-вожака колокольчик висит на шее.

Вижу своего Воронка, подвожу его к пеньку, сажусь. Сестра садится на своего Серого, и едем мы на конный двор. Здесь конюх поит лошадей, надевает им на морды торбы с овсом. А мы запрягаем. Но мы малы ростиком, и конюх дядя Ефим (он инвалид) помогает нам надевать сбрую, а еще запрягает лошадей в плуг. И вот мы с сестрой едем в поле пахать.

Мужиков здоровых в деревне не было, все на войну ушли. Вот нам и приходилось делать тяжелую мужскую работу. Помню, я крепко держусь за плуг, он идет не очень ровно, но я стараюсь изо всех сил. В семь часов младшая сестра приносит нам еду.

Лошадям вешаем торбы с овсом. Они едят, и мы едим. Мама уже печь истопила, хлеб испекла. Она еще с вечера ставила опару. Брала деревянную квашню, в нее клала закваску, немного муки, немного овса, немного отходов от льна (костерю) или дуранды и начинала печь хлеб в два часа ночи. Хлебушко был колючий, плохо шел по пищеводу, но и такому мы были рады. Подкрепились - и снова пахать.


В двенадцать часов едем на конюшню. Конюх кормит лошадей в основном сеном. Их распрягли, они отдыхают, отдыхаем и мы. Сестра моя, Евдокия, уже взрослая девушка. Ляжем мы на травку, поглядим на небушко. Как хорошо! Вот она и заведет песню, да какие-то все грустные песни были. Или частушку запоет нашу, деревенскую:

Встану на гору крутую,
Всю войну будет видать.
Увижу милого убитого,
Кого я буду ждать?


Я не пела, я все ее слушала. Но иной раз и посмеемся, бывало, не всегда грустили. Потом опять лошадей запряжем и едем в поле. В четыре часа сестренка нам обед принесет, лошадям овса дадим, отдохнем и опять за работу. Работаем до захода солнца.

Но на лошадях мы пахали не всегда. Они нужнее были на войне, их из колхоза забрали, оставили нам только молодняк. А пахать надо. И было так, что пять-шесть женщин тащили плуг. Тяжелая это была работа. И в уборочную работать было нелегко. Мы серпами убирали рожь, а если мужчины косили косами, мы убирали за ними, делали снопы и ставили бабки.

Работали в колхозе всей семьей, на трудодни осенью получали продукты: рожь, пшено, овощи, но денег мы не получали никогда. Заработанных продуктов нам не хватало, но у нас был приусадебный участок, где мы сажали картофель, сеяли рожь и лен.

Была и своя скотина: корова, овцы, куры, но ведь налог надо было заплатить молоком, яичками, мясом. Если в хозяйстве не было, например, яичек, то хозяин обязан был купить, а налог заплатить сполна. Отдавали почти все. Так что жилось нелегко. Одно слово - война. В войну всем было нелегко, и голодно было, но весь народ помогал фронту. Вот и мы тоже - и нужду терпели, и трудились, можно сказать, не покладая рук.

Зимой нас отправляли на лесозаготовки, на лесоповал. Надо было идти 18 км до деревни Мочалки, там мы ночевали, пищу варили, а по утрам еще четыре километра идти до лесоповала. Трудностей было тоже немало. Но главное - обуты мы были плохо. Помню, идешь домой, валенки совсем развалились, из них портянки вылезают.

Но все-таки было у нас и счастье. Оба брата вернулись с фронта. Оба были ранены, пришли после лечения в госпиталях. Василий вскоре стал председателем колхоза. Но самое главное - война вскоре закончилась, дожили мы до Победы.

Записала З. БАТАШЕВА, краевед

Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.