Газета Рабочая Балахна > Актуально > Если банк оказался вдруг… Распечатать

Если банк оказался вдруг…


19:09 19.03.2012. http://Рабочая-Балахна.РФ
Вряд ли найдешь взрослого человека, который ни разу в жизни не был в банке. У многих оформлены кредиты, а то и не один. Становясь заемщиком, обыватель слепо принимает все условия договора с кредитором. Правильно ли это? Ответ на этот вопрос получили те, кто побывал 13 марта в Правдинской городской библиотеке на встрече с начальником ТО Роспотребнадзора по Чкаловскому и Балахнинскому районам Н.М. Чиковитовой.

Поскольку разговор шел в преддверии Дня защиты прав потребителей, сначала Наталья Михайловна дала пояснения по последним изменениям в соответствующий закон. В частности, в соответствии с его новой редакцией, от уплаты госпошлины были освобождены все, кто подает судебные иски, связанные с нарушением прав потребителей. Также в июле прошлого года внесено дополнение, которое регулирует определенные возможности общественных объединений потребителей. И, к слову, в Балахне с ноября 2010 года функционирует “Народный контроль”. Эта общественная организация предлагает свою помощь гражданам по урегулированию спорных вопросов в связи с нарушением прав потребителей (ул. Свердлова, д. 25а, офис 20, тел. 6-72-67).

Основная тема встречи звучала так: “Нарушение прав потребителей в сфере оказания финансовых услуг”. Речь шла о кредитовании. И в качестве самого частого нарушения Н.М. Чиковитова назвала взимание банком комиссии за открытие и ведение ссудного счета. В данном случае клиент может обратиться в банк с письменной претензией. Она должна быть оставлена в двух экземплярах, один из которых остается у потребителя с отметкой о дате вручения, подписью сотрудника банка с полной расшифровкой (ФИО, должность) и печатью. Также претензию можно направить в банк заказным письмом с уведомлением о вручении. Если претензия не будет удовлетворена, потребитель вправе идти в суд или обращаться в Роспотребнадзор с заявлением о проверке банка и привлечении его к административной ответственности.

Еще бывают случаи включения в кредитный договор условий, устанавливающих право банка на односторонние изменения. Некоторые банки норовят вносить в договоры пункты, гласящие, что рассмотрение спорных дел идет исключительно по месту нахождения головного офиса организации, как правило, в Москве. Это нарушает право потребителя на альтернативную подсудность. Конфликт разрешается тем же вышеизложенным образом: претензионным, судебным порядком или через обращение в органы Роспотребнадзора.

Отдельно следует остановиться на навязывании услуг страхования жизни и здоровья заемщика. Таковыми считаются случаи, когда у клиента банка отсутствовала возможность получить кредит без страховки. Если потребитель добровольно выбрал вариант кредита со страхованием, предъявлять претензии бесполезно. Вот еще один аргумент в пользу того, что при подписании документов нужно обращать внимание на пункты с мелким шрифтом. Но даже в случае признания услуги навязанной есть нюанс: административная ответственность для банка наступает, если кредитный договор со страхованием был заключен у потребителя не боназад. Время упущено – за давностью восстановить нарушенные права уже не получится.

Чтобы “не сгущать краски”, стоит отметить: в этом году обращений в ТО Роспотребнадзора по жалобам на кредитные услуги еще не было, да и в минувшем году таковых зарегистрировано всего две, обе из Чкаловска. Причем в одном случае иск удовлетворили, а в другом – отменили за давностью. Во время встречи балахнинцы задавали Н.М. Чиковитовой вопросы по правам потребителя и не связанные с финансовой сферой услуг. О них мы расскажем в ближайших номерах “РБ”.
Т. КОЧЕТКОВА

Наша справка
ТО Роспотребнадзора за минувший год провел 85 различных проверок, в 44 из них были выявлены нарушения. По защите прав потребителей составлено 47 протоколов, столько же было и штрафов. Основные нарушения: реализация товаров ненадлежащего качества и отказ продавцов в его замене или возврате уплаченных средств; предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества; неправильное оформление ценников; реализация товаров, происхождение и качество которых не подтверждено документально.
Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.