Газета Рабочая Балахна > Актуально > «Соль на Городце» Распечатать

«Соль на Городце»


19:29 18.02.2012. http://Рабочая-Балахна.РФ
Как известно, в истории Балахны имеются эпизоды, которые исследователями рассматриваются по-разному.
Так, некоторые из числа пессимистов считают, что отождествление такими исследователями, как И.А. Кирьянов, О.И. Брайцева, Я.Ф. Филатов и другие, Балахны с «Солью на Городце», упомянутой в 1401г. в духовном завещании Владимиром Андреевичем Серпуховским к своим детям, слабо аргументировано. Чтобы найти бесспорные факты, необходимо полБалахны перекопать, для чего придется затратить огромные сред ства. Да к тому надо иметь в виду, что за последние 900 лет Волга смыла суши шириной около 600 м правого берега вдоль Балахны. Под водой оказались места первых поселенцев и первых церквей.

Что касается соледобычи в Городце и в других местах бывшего княжества, то никто и никогда никаких следов ее не ви дел. Остается только одно признать, что «Соль на Городце» - это праро дительница Балахны. А откуда появилось выражение «Соль на Городце»? Дело в том, что территория будущей Балахны находилась в Городецком удельном княжестве. Это же выражение доказывает, что соль нашли во время существования Городецкого княжества.

Об этом же писала в своей работе О.И. Брайцева: «Из документов на чала ХV в. известно о существовании “Соли на Городце”. Поскольку тер ритория Балахны являлась до 1350 года частью Городецкого удельного кня жества, а других соляных разработок в округе не было, “Соль на Город це” можно рассматривать как будущую Балахну”. Примерно так же считают и городецкие краеведы В.В. Курбаков и Г.С. Завыленков. Они утверждают, что Городец основан во второй половине XII века как мощная крепость для контроля и охраны соледобычи в районе современной Балах ны. То есть городчане никак не претендуют на место “Соли на Городце”.

Теперь давайте посмотрим, о чем говорят документы начала ХV века. В духовном завещании Владимира Андреевича Серпуховского, датируемом 1401г., говорится: “А соль на Городце дети мои, князь Семен, князь Ярослав, ведают с одного и делят себе пополы, опричь Федоровские варницы, а иной не вступается никто в Городецкие варницы без повеленья детей моих...» А согласно договору Великого князя Васи лия I Дмитриевича с серпуховским князем Владимиром Андреевичем, заключенному около 1401-1402 гг., к Городцу относились следующие волос ти: Белгородье, Юрьевец, Корнакова Слобода, Чернякова, а также Унженская Тамга. В духовной грамоте Владимира Серпуховского, кроме перечисленных городецких волостей, указаны Пороздна и Соль. Ни о какой “Соли на Городце” в духовной грамоте речи нет. Волости под названием “Соль на Городце” не существовало. Это выражение появилось у Владими ра Андреевича в духовном завещании к своим детям.

Для князя, живущего в Серпухове, и других жителей вне Городецкого княжества эта Соль была “Солью на Городце”. А если бы Владимир Андреевич имел владения в других местах Городецкого княжества, к примеру в Юрьевце, то он бы назвал его «Юрьевец на Городце». Вот это вы ражение Владимира Андреевича “Соль на Городце” и вошло в историю. Говоря об истории Балахны, нельзя сбрасывать со счета и существующие легенды. Так, в одной из них повествуется, что мимо будущей Балахны на лодке по Волге вниз проплывали два брата из Плеса, и у них сломалась мачта. Тогда путешественники решили остановиться и срубить подходящее дерево под мачту. Когда они сошли на берег, то один из братьев нашел ямку с соленой водой. На обратном пути братья решили на этом месте обосноваться и заняться вываркой соли. Сперва Плесянычи одни занимались, потом к ним постепенно присоединились другие, и вскоре на берегу выросла слободка под названием Плесянская. Эта слободка не сохранилась, а вот Плесянская улица сохранилась до советских времен. В подтверждение этой легенды в описи братьев Жедринских по Заузольской волости 1533г. упоминаются два брата балахонца Плесяниновы Игнатей и Левонтей - владельцы мельниц и покосов на Узоле. Там же упоминается и другой - Плесянинов Василий Кузмин. Василий Кузмин упоминается и по грамоте Коллегии Экономии за 1562г. вместе с сыном Михайло Васильевым сыном Плесянинова.

Легенды на пустом месте не рождаются. Семьи Плесяниновых на Балахне существовали. А самое главное, эта легенда привязана к Балахне, а не к другому какому-то населенному пункту. Есть еще одна легенда, в которой говорится, что в 1394 году из татарского плена вернулись купцы - два брата Ляпиных Федор и Нефед и третий Иван Ястребов, которые в Пермском крае очень хорошо познако мились с соледобычей. Здесь они организовали промышленную добычу соли. То, что в это время была организована соледобыча, подтверждает и ду ховная грамота Владимира Андреевича Серпуховского.
А что касается фамилии Ляпиных, то она упоминается в Писцовой книге г. Балахны за 1674-1676 гг., что опять подтверждает су ществование фамилии Ляпиных. И эта легенда привязана к Балахне тоже. Можно вспомнить и еще один факт. В 1478г. Иван III разог нал Новгородское вече, а новгородцев разослал по разным городам Руси, в том числе в Н.Новгород, Городец, Балахну и другие. В Балахне новгород цы сразу включились в соледобычу, так как были с нею хорошо знакомы. В других городах соледобычей заниматься им не пришлось из-за ее от сутствия.

В конце XIX века Городецкое княжество окончательно прекратило свое существование и вошло в состав Московского государства, как и Нижегородско-Суздальское. В 1408 году Городец был разорен и сожжен полностью ханом Эдигеем.
Центр экономической и политической жизни этого края переместился в волость «Соль», которая стала называться Балахонским усольем. Возникший городок стал называться Балахонск, уезд - Балахонским. Когда город получил название Балахна и по какой причине, точно пока трудно сказать. Но это уже другая история.


В. УГРЮМОВ, краевед
Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.