Газета Рабочая Балахна > Актуально > Как разорвать порочный круг Распечатать

Как разорвать порочный круг


22:10 5.12.2011. http://Рабочая-Балахна.РФ
В работе с осужденными подростками мы стремимся не допустить совершения ими повторного преступления. Это основная цель и задача нашей деятельности.

Профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних занимается большое количество ведомств.
Кажется, что их объединенными усилиями можно добиться благополучной картины. Однако на деле все оказывается сложнее, и радужных перспектив не наблюдается.



За девять месяцев этого года по учетам уголовно-исполнительной инспекции прошло 34 подростка, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы. Из них 23 уже ранее попадали в поле зрения сотрудников сферы профилактики в связи с различными правонарушениями, проблемами в поведении, а некоторые – и за совершение преступлений. То есть, с ними уже велась профилактическая работа, но безрезультатно.
Ни в коей мере не хочу упрекнуть кого бы то ни было за плохую работу. Везде работают серьезные люди, и большинство добросовестно выполняет свои обязанности. И цель, вроде, одна у всех, только критерии этой работы у всех разные. Каждое ведомство решает свою часть задачи. Год от года идет наращивание результатов – больше выявили, больше доставили, больше провели… И из года в год одних и тех же подростков задерживают за совершение различных правонарушений или преступлений.

Годами подростки состоят на различных учетах, но, тем не менее, попадают на скамью подсудимых – одни в подростковом возрасте, другие – уже достигнув совершеннолетия. Но основным должен быть показатель – сколько подростков оставили преступный путь, сколько семей перестали быть неблагополучными. Следует анализировать причины неблагополучия, и возникающие проблемы решать на ранних стадиях.
Вероятность того, что проблемный подросток, выросший в неблагополучной семье, станет законопослушным гражданином, крайне мала, ведь процесс формирования его личности практически завершен. Можно лишь попытаться как-то сдержать его порывы, используя те рычаги, которые нам даны законом. Этим мы и занимаемся в период, когда подросток отбывает наказание.

А что потом? В 2011 году с учета уголовно-исполнительной инспекции сняты 26 подростков. Но лишь половина из них – в связи с окончанием испытательного срока. Трое на тот период уже находились под стражей за совершение иных преступлений.
Восемь человек сняты с учета в связи с достижением 18 лет. То есть, работать с ними теперь должны лишь сотрудники уголовно-исполнительной инспекции и полиции. Все остальные ведомства снимут их с учета как достигших совершеннолетия. Но ни один из этих ребят еще не стоит твердо на ногах, и в семьях они не найдут должной поддержки. Горько осознавать, что помочь им нечем – нет в нашем арсенале таких средств. Мы не можем помочь им решить жилищные проблемы, проблемы с трудоустройством. На минимальную зарплату не прожить. Да и жизненные интересы у наших подопечных весьма ограничены. К цивилизованному и культурному досугу вообще невозможно приобщить, если это не заложено в детстве.

Вот и получается, что основные проблемы идут из семьи, и работать в первую очередь следует с семьей. И чем раньше, тем больше шансов на успех.
Проблемами семьи и детей занимаются многие, но единой системы не складывается. Нет согласованности действий в работе с конкретным ребенком или семьей.
16 - 17-летние подростки считаются неперспективными для дальнейшей работы с ними. Но проблемы у них возникли не в одночасье, они накапливались годами. Более того, к моменту рождения ребенка многих из родителей уже нельзя было считать благополучными. Таким образом, можно сказать, что путь на скамью подсудимых у ребенка начался чуть ли не с младенчества. Например, у нас вне поля зрения остаются лица, лишенные родительских прав на детей. Дело в том, что, лишившись одних детей, они рожают других, но отношения к ним не меняют.

Сколько должно пройти времени, пока их несостоятельность, как родителей, вновь станет известной заинтересованным органам? Ведь зачастую родные или соседи, зная о неблагополучии в такой семье, предпочитают не связываться с неадекватными родителями. Время проходит, ребенок вырос – в детском доме он уже не приживется, опекуна ему не найдешь, да и не справится с этим подростком уже никто.
У детей, лишенных обычных радостей детства, с рождения складывается извращенное представление о семье, об отношениях между людьми.

Если ребенок как норму воспринимает попойки и насилие в семье, совершение преступлений, отсутствие уважения к нормам и правилам поведения в обществе, то корректировать его поведение в подростковом возрасте крайне сложно, порой – невозможно.
Поэтому и нужно стремиться выявлять признаки неблагополучия в семьях на ранних стадиях и скоординировать работу с ними всех служб. Пока каждое ведомство работает со “своими” неблагополучными, и к работе с другими подключается лишь по просьбе той или иной организации. Но, наверное, лучше реально “вытащить” из разряда неблагополучных десять семей, чем охватить малой заботой три сотни семей и не достигнуть желаемого результата. Ведь забота эта, в основном, заключается в том, чтобы предоставить неблагополучной семье что-либо материальное – одежду, пособия, списание долгов по коммунальным платежам и так далее.

А следует действовать, как в известной притче – не подавать голодающим рыбу, а научить ее ловить. Нужно разрабатывать новые механизмы помощи, чтобы у людей возникало желание самим заботиться о своей семье и своих детях.

М. КУДРЯШОВА, ст. инспектор уголовно-исполнительной инспекции, майор внутренней службы.
Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.