Газета Рабочая Балахна > Культура > Дворцовый город. К истории Балахны начала XVII века Распечатать

Дворцовый город. К истории Балахны начала XVII века


23:21 26.09.2011. http://Рабочая-Балахна.РФ
В конце XVI века в Русском государстве начинается некоторый экономический подъем: растут города, развивается торговля, а главное - нет войны. Это было время царствования Федора Иоанновича, о чем писал один из современников: “Бог царство его миром огради... и время благотишно подаде”.
В эти годы Балахна была довольно большим торговым городом, где насчитывалось до 590 посадских дворов. Таких городов в XVI в. было всего 15, не считая Москвы. Балахна была центром уезда во главе с городским воеводой, возглавлявшим все местное самоуправление и служившим военачальником в крепости.
Крепость, как пишет профессор Н.Ф. Филатов, “некогда была мощной и грозной”. Ее воинский гарнизон состоял из стрельцов. Стрелецкое пехотное войско было создано в 50-х годах XVI в., и из истории известно, что балахонские стрельцы участвовали при Иване Грозном в Ливонской войне.
Крепость имела на вооружении пушки, пищали, мушкеты, железные ядра, порох. Об этом мы узнаем из Писцовой книги от 1674г., когда “крепость находилась в жалком положении”, но и тогда она насчитывала 18 пушек. Имелся арсенал, который помещался в деревянном сарае, и только в 1658 году, по царскому указу, был построен каменный погреб “с выходом и двумя дверями (3 кв. сажени)”.
Крепостью и посадом управлял воеводский двор с административными и хозяйственными постройками.
Помощником воеводы по канцелярским делам был письменный голова. Была в крепости губная изба, в которой осуществлялся суд по разбойным делам. Во главе ее стоял избираемый из местных дворян губной староста с целовальниками (“целовать крест”, присягать) и губным дьяком. Была земляная тюрьма, а к 1674г. (по Писцовой книге) - двор заплечного мастера. В крепости располагался осадный двор Троице-Сергиева монастыря, и еще был один двор в посаде для приезжавших монастырских слуг. Осадные дворы играли роль контор монастырских соляных промыслов и вели торговлю добываемой солью. В 1538г. монастырю по жалованной грамоте царя Ивана IV были пожертвованы эти два дворовых места и соляные варницы. Через 10 лет была дана жалованная грамота тарханная и не судимая, то есть представлявшая освобождение от всяких налогов и пошлин. В 1551г. царь Иван IV подписал жалованную грамоту, которая подтвердила все прежние грамоты.
Производство и продажа соли в те годы были делом исключительно выгодным. М.В. Карташова, ссылаясь на исследователя средневековых цен А.Г. Манькова, пишет, что “для всего XVI века характерен был высокий уровень цен на соль. Так, на Вологодском рынке хлеб стоил 5-10 денег за пуд, а в 50-60-е годы пуд соли доходил до 10 денег”. ТроицеСергиеву монастырю принадлежали в Балахнинском уезде села Копосово и Козино с деревнями.

В крепости находился и осадный двор Балахнинского мужского Покровского монастыря. Монастырь был довольно богат. С давних пор там стояли две деревянные церкви - Покровская и Никольская. В 1552 г. была заложена каменная шатровая Никольская церковь в честь взятия Казани, церковь не приходская, монастырская. Дата окончания постройки не установлена.
Иван IV дал Покровскому монастырю грамоту о руге (на содержание церковного причта) и тарханную грамоту. При царе Федоре монастырю были даны вотчины в Балахне - рыбный двор и в уезде четыре деревни. В 1606г. царь Василий Шуйский подтвердил грамоты царей Ивана IV и Федора, даровал монастырю вотчины: “рыбный двор ниже посада, да в Балахнинском уезде деревни, две мельницы на Пыре и три чети мельницы на Узоле” (П.И. Мельников- Печерский). В Балахне монастырь имел шесть варниц в 725 бадей рассола.
В самом центре крепости стоял Вознесенский собор - деревянный шатровый с двумя приделами: пресвятой Троицы и святого Николая. Собору дал грамоту Иван IV. “При нем положены протопоп с двумя попами, два придельных попа, проскурница и пономарь”. “А иметь им ругу у балахонских и таможенных голов и целовальников из царских таможенных доходов”.
К западу от крепости при Иване IV был основан женский Рождественский монастырь с церковью Рождества Христова. Он получил две жалованные грамоты, одну тарханную и ругу. Почему было столько привилегий балахнинским монастырям и церквям? Балахна была дворцовым городом, и большая часть земли в уезде тоже была дворцовой, то есть эти земли принадлежали царской семье, и доходы с нее поступали на царский обиход. Поэтому привилегии Вознесенскому собору шли из царских таможенных доходов, а другие привилегии монастырям и церквям передавались и подтверждались личным указанием царя.
За крепостью находился посад с шатрами небольших деревянных храмов и колоколен, огромными дровяными складами вдоль Волги, Узолы и по Бабьему озеру, виднелись “четкие формы высоких рассолоподьемных вышек, колодцев и журавцов, соляных амбаров и дымящихся солеварен” (О. Брайцева). В посаде была земская изба во главе с земским старостой, который назывался излюбленный голова. Он вместе с земским дьяком и целовальником вершил суд (кроме разбойных дел) и ведал сбором податей. Им помогали головы таможенные и кабацкие. Они собирали таможенные пошлины, кабацкие сборы. У них были помощники - выборные целовальники. Это все были зажиточные люди, которые избирались посадским миром.

Весь посадский мир делился на людей “лучших” (богатые), “середних” и “молодших” (самые бедные). О работных людях на Усолье (о “молодших”) писал В.И. Рукавишников. “Это крестьяне, кабальные холопы, посадская мелкота, бобыли, не имеющие собственности и не платящие тягла”. На Усолье селилось много пришлых людей. Требовались кирпичники, плотники, возчики”. Труд этих людей был исключительно тяжелым, как на рассолоподьемных трубах, на прокопченных постоянным дымом варницах, так и в окутанных дымом кирпичных сараях.

З. БАТАШЕВА, краевед
Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.