Газета Рабочая Балахна > Здоровье > Здоровье школьников. Е.И. СУГАКОВА, начальник управления образования и молодежной политики Распечатать

Здоровье школьников. Е.И. СУГАКОВА, начальник управления образования и молодежной политики


23:31 19.09.2011. http://Рабочая-Балахна.РФ
Детские сады должны быть доступными
Система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей, а также улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной.
В настоящее время в нашем районе функционирует 29 дошкольных образовательных учреждений, а также школа №3 реализует программы дошкольного образования. Всего в этих учреждениях воспитывается 3131 ребенок дошкольного возраста. Все детские сады аккредитованы, имеют лицензии на образовательную деятельность.
В детских садах, наряду с комплексными программами, действуют программы развивающей, коррекционной, физкультурно-оздоровительной направленности.
Коррекционная работа осуществляется на базе 15 групп компенсирующей направленности, их посещает 166 детей (в 2009г. - 133 ребенка).
Главной проблемой, которая остается очень острой в системе коррекционного обучения детей дошкольного возраста, является отсутствие возможности удовлетворить потребность родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. В дошкольных образовательных учреждениях района получают реабилитационные услуги 15 детей-инвалидов, из них 13 - в общеразвивающих группах, 2 – в группах компенсирующей направленности. Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к воздействию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.
Основой организации питания детей в детских садах является соблюдение рекомендуемых наборов продуктов и рационов питания, позволяющих удовлетворить физиологические потребности дошкольников в основных веществах и обеспечить их необходимой калорийностью. Каждое дошкольное учреждение имеет десятидневное перспективное меню, утверждённое Роспотребнадзором.

Малыши соревнуются
Для реализации программ физкультурно-оздоровительной направленности в детских садах, кроме физкультурных залов, имеются физкультурные и спортивные площадки на участках и уголки здоровья в групповых помещениях. С целью всестороннего развития воспитанников детские сады принимают участие в районных и областных конкурсах.
Стало традицией ежегодно проводить городскую спартакиаду дошкольников. Спортивный праздник “Спортландия” прошел массово, организованно. Заинтересованное участие в нем приняли все дошкольные учреждения, а победителями стали команды детских садов №17 – 1 место, №37 - 2 место, №42– 3 место. В спортивных соревнованиях среди молодых семей, посвященных Дню молодёжи России, приняли участие и победили две семьи воспитанников детского сада №16.
Команда воспитанников детского сада №17 заняла почётное 5 место среди команд детских садов северных районов Нижегородской области в спортивном фестивале “Малышиада”, проходившем в г. Семенов. Для участия в конкурсе “Чудо – чадо” музыкальные работники детских садов №2, 6, 7, 8, 13 и многих других, а также школы №3 подготовили талантливых воспитанников. Ежегодно в детских садах проводится празднование Всемирного дня охраны окружающей среды, организуемое по инициативе Комитета экологии и природопользования Законодательного собрания Нижегородской области. В 2011 году этот день проведен с использованием интересных разнообразных форм работы. Всего в мероприятиях участвовало 1326 воспитанников, 143 работника дошкольных учреждений, 99 родителей и 30 социальных партнеров.
Коллективы детских садов №21 и №24 заняли 2 место в областном смотре-конкурсе на лучшую организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди дошкольных учреждений Нижегородской области в номинации “Лучшее дошкольное учреждение по обучению правилам дорожного движения”.
В настоящее время в детских садах стоит острая необходимость в предоставлении мест детям раннего дошкольного возраста. С этой целью район участвует в областной целевой программе “Увеличение мест в детских учреждениях за счет пустующих
помещений”. В рамках этой программы будут открыты семь групп на 140 мест. На условиях софинансирования с областью на ремонт групп потрачено около 3,5 млн. руб., где доля района составила 690 тыс. руб. Несмотря на высокую потребность в предоставлении услуги по дошкольному образованию, посещаемость детей за 2010/2011 учебный год составила в среднем по району – 70,7%. Наименьший процент посещаемости в детских садах №6, 20, 19.
Анализ заболеваемости детей показывает, что в прошлом учебном году всего по району зафиксировано случаев заболеваний дошкольников – 7908 (в 2009/2010 учебном году - 8049).
Показатель по заболеваемости выше среднего по району в детских садах №35, 26, 25, 45, 4, 24 и других. Этим учреждениям рекомендуется разработать целевую программу по охране и укреплению здоровья воспитанников.
Развитие дошкольного образования как в традиционной, так и в нетрадиционной форме, станет одной из главных задач государства на 2011 – 2015 годы.
Несмотря на положительные результаты, есть проблемы, которые необходимо решать для обеспечения доступности дошкольного образования и повышения его качества. Основная проблема - наличие очередности в дошкольные образовательные учреждения. Необходимо продолжить оборудование и благоустройство территорий дошкольных образовательных учреждений. Отмечается нехватка кадров педагогического и медицинского персонала.

Первый шаг в мир знаний
Одним из условий здоровья личности школьника является успешность в обучении. Начальная школа - важнейшее звено в системе школьного образования. На первый план все более отчетливо выдвигается становление личности младшего школьника, развитие его сознания и способностей.
В решении этой задачи используются вариативные программы, на базе которых выстраивается весь образовательный процесс в начальной школе. В связи с введением новых федеральных стандартов, начальные классы будут заниматься по программам “Планета знаний”, “Гармония”, “Начальная школа 21 века”.
Есть главный критерий, по которому можно судить об эффективности системы образования – это увеличение числа обучающихся, их родителей, удовлетворенных качеством образовательных услуг и уверенных в том, что знания, которые дети получают, будут качественны. При этом очевидно, что повышение качества образования зависит не только и не столько от федеральных стандартов, повышения качества учебной литературы, изменения формы выпускных экзаменов, сколько от создания условий для качественного образования.

Анализируем итоги
В 2010/2011 учебном году в общеобразовательных школах Балахнинского района обучалось 6679 учащихся, что на 33 человека больше, чем в предыдущем, 2009/2010 учебном году.
В связи с приведением норматива, число классов-комплектов по сравнению с прошлым учебным годом уменьшилось на 10 и составило 289 классов-комплектов. На конец 2011/2012 учебного года планируют продолжить обучение в 10-м классе 47% выпускников основной школы, остальные выпускники планируют поступать в техникумы, колледжи, училища. Из 664 выпускников 9-х классов образовательных учреждений получили аттестат об основном общем образовании 662 человека (99,7%).
18 выпускникам 9-х классов школ №3, 6, 11, 14, 18, Липовская были вручены аттестаты с отличием. В 2010 году таких выпускников в районе было 5. Не завершили основное общее образование и оставлены на повторный курс обучения двое учащихся вечерней школы. По итогам 2010/2011 учебного года получили аттестат о среднем (полном) общем образовании 315 выпускников 11-х классов. Высокий процент медалистов отмечается в тех образовательных учреждениях, где работа с одаренными детьми ведется целенаправленно через индивидуальные занятия, консультации, факультативы, организацию исследовательской деятельности и другие формы.
В 2010/2011 учебном году девять выпускников награждены золотой медалью “За отличные успехи в учении” из школ №4, 10, 11, 14, Коневской и семь человек - серебряной медалью из школ №3, 6, 11, 12, 14.
В предыдущем 2009/2010 учебном году 25 выпускников из 284 окончили школы района с золотыми и серебряными медалями (8,8% от общего количества выпускников).
Не допущенных к итоговой аттестации среди выпускников 11 классов нет. В 2010/2011 учебном году был организован и проводился государственный выпускной экзамен для 13 выпускников с ограниченными возможностями здоровья. Общее количество второгодников в общеобразовательных учреждениях Балахнинского района составило 8 человек, по итогам 2009/2010 учебного года было 13 второгодников. Имеют второгодников школы №4, 6, 9, 11, Липовская, вечерняя школа. Со справками из школы вышли 3 одиннадцатиклассника, что составляет 0,9% от общего числа выпускников.
Такие результаты заставляют серьезно думать о совершенствовании обучения школьников по основным предметам и подготовки их к ЕГЭ. Администрации общеобразовательных учреждений необходимо усилить контроль за организацией обучения школьников, особенно подросткового возраста.

Талант, творчество, здоровье
По итогам учебного года количество отличников школ района составило 126 человек (в предыдущем году - 93 человека).
Результаты предметных олимпиад, как результаты ЕГЭ и государственной итоговой аттестации, являются основными индикаторами результативности работы школ по качеству образования. В предметных олимпиадах 2010/2011 учебного года приняли участие 1073 учащихся района. Количество участников муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников увеличилось к уровню 2010 года на 30 человек. Лидерами в подготовке победителей и призёров Всероссийской олимпиады школьников являются школы: №6 им. К. Минина и №14 с углублённым изучением отдельных предметов.
Современное образование не сводится только к усвоению знаний, а предполагает развитие мыслящей, деятельной, творческой, но главное - здоровой личности. Учитель должен осознавать приоритет здоровья и шире использовать возможности своего предмета как для сохранения физического, так и психологического здоровья учащихся, активнее использовать личностно–ориентированные технологии на своих уроках. По данному направлению в 2010/2011 году в
районе проведены мастер-классы, на которых своим опытом работы поделились педагоги: О.Б. Каврижкина (шк. №6), Н.Т. Захарычева (шк. №4), Л.В. Маслова (шк. №11), Л.М. Бессонова (шк. №14), О.Ю. Комарова (шк. №14), Е.А. Сорвачева (шк. №17), Г.Ф. Трифонова (шк. №17) и другие.
За последние пять лет педагогами района разработаны десять программ элективных курсов, которые прошли экспертизу в Нижегородском методическом экспертном совете НИРО и получили статус авторских.

Учителя тоже учатся
Улучшения здоровья учащихся без заботы о здоровье учителя трудно достигнуть. Одно из направлений работы с кадрами - грамотность учителя в вопросах здоровья. Для решения этой проблемы в районе создан и успешно работает “Клуб психологической поддержки учителей”. Опытные психологи района во главе с руководителем клуба Н.В. Соболевой проводят психологические тренинги для учителей.
Стимулом роста профессионального мастерства педагогических работников является аттестация. Она способствует развитию активности педагогических работников, повышению адекватности самооценки педагогом своих результатов в профессиональной области, обобщению педагогических идей, методических разработок.
Всего в 2010/2011 учебном году было аттестовано 237 педагогических и руководящих работников (в 2009/2010 уч.г. - 202 чел.). На высшую категорию аттестовано 32 человека, из них 9 руководителей школ; на первую квалификационную категорию – 159 человек, из них 15 руководителей образовательных учреждений; на вторую квалификационную категорию – 46 педагогов.
Всего на 1 июня 2011 года в районе 83% педагогических работников (без руководителей) имеют квалификационную категорию, из них: высшую – 15 педагогов, первую – 53%, вторую – 15%. Эти показатели свидетельствуют о высоком уровне профессиональной компетентности педагогического сообщества, о творческом росте педагогов.
В 2010/2011 учебном году награждены званием “Почетный работник общего образования РФ” 4 человека, Почетными грамотами Министерства образования и науки РФ - 8 человек, Почетными грамотами министерства образования Нижегородской области – 20 человек.

Путь к мастерству
Развитию учительского потенциала в районе способствовала работа 20 районных методических объединений, семи опорных школ, опорного методического центра, 18 мастер-классов, 13 проблемно-творческих групп, 11 областных и 19 районных опытно-экспериментальных площадок. Каждый педагог работал по своей образовательной траектории, имея свою тему самообразования.
Самые активные - более 200 педагогов - были привлечены к работе по проблемным, актуальным вопросам методической, инновационной деятельности. Повышение у педагогов интереса к конкурсам педагогического мастерства свидетельствует о том, что учителя относятся к своей работе неравнодушно, с творчеством. Опыт работы педагогов, реализующих инновационные проекты, является востребованным. При проведении методических семинаров, мастер-классов, различных конкурсов эти педагоги привлекаются в качестве экспертов или организаторов данных мероприятий.
Повышается профессиональный уровень, сформирована система непрерывного повышения квалификации кадров, увеличилось число учителей, участвующих в конкурсах педагогического мастерства как на муниципальном, так и на региональном и всероссийском уровнях.

Внедряем современные технологии
В рамках Президентской программы “Развитие единой информационной образовательной среды” во всех школах оборудованы и работают 14 компьютерных классов, 21 комплект “Интерактивная доска”.
Всего в школах 113 мультимедийных установок, 402 компьютера. Все школы подключены к сети Интернет, имеют электронный адрес. 82,2% педагогов владеют информационно-коммуникационными технологиями.
Ежегодно увеличивается количество педагогов, которые проходят курсовую подготовку по овладению и использованию ИКТ.

Мир увлечений и досуг
Учебный процесс в учреждениях дополнительного образования детей организуется по направлениям: художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное, эколого-биологическое, спортивно-техническое, военно-патриотическое, туристско-краеведческое. Воспитывающая деятельность детских объединений дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым учащимся и формирование детского коллектива. Увеличение количества детей, занимающихся дополнительным образованием, происходит за счёт организации дополнительного образования в школах. В этом году на базе школ организовано 145 кружков, где занимаются 2087 учащихся.
Существенным элементом системы оздоровления учащихся является сеть лагерей района. В летний период 2011 года работало 29 лагерей с дневным пребыванием при образовательных школах, 5 - в других учреждениях, 2 загородных лагеря.
В летний период 2011 года организованными формами отдыха, оздоровления и занятости детей было охвачено 7496 человек, что составило 127%. В 2011г. для организации отдыха детей учреждения дополнительного образования использовали новые формы работы: семейный отряд, полевая экологическая школа и другие.

По материалам доклада на педагогической конференции 24 августа 2011г.
Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.