Газета Рабочая Балахна > Земляки > Л.Н. Давыдова: “Что ни ребенок, то судьба” Распечатать

Л.Н. Давыдова: “Что ни ребенок, то судьба”


22:23 31.08.2011. http://Рабочая-Балахна.РФ
1 сентября у учительницы начальных классов школы-интерната шестого вида Любови Никоновны Давыдовой юбилей – она работает в этой школе ровно 35 лет.

Мы встретились с ней за неделю до этого события, солнечным августовским утром. На территории у школы тишина, ярко цветут цветы, зеленеют ели и рябинки. Много лет назад деревца сажали Любовь Никоновна и воспитатель ее класса Ирина Ивановна Волкова вместе с родителями ребят. Деревья выросли большими, и бывшие ее воспитанники стали взрослыми, нашли свою дорогу в жизни. Учительница помнит их всех, со многими поддерживает отношения, встречается.
Одна из таких встреч состоялась буквально накануне. Любовь Никоновна раскладывает на столе в кабинете фотографии своей бывшей ученицы - симпатичной молодой женщины, вот она же с мужем, а на этой – их ребенок. “Ирочка окончила МГУ, получила два высших образования, - с гордостью рассказывает учительница. – По первой специальности она психолог, вторая специальность – “юриспруденция”.
А на столе появляются все новые фотографии выпускников, у которых Любовь Никоновна была первой учительницей. На одном фото – улыбающаяся красивая девушка с букетом невесты. На другом – молодой человек, черноглазый, уверенный в себе. Программист. А вот мама с тремя детьми в уютной домашней обстановке. Любовь Никоновна перебирает снимки и рассказывает об этих людях с гордостью и нежностью, вспоминает, какими они были детьми.
Казалось бы, что удивительного? Любой педагог покажет вам кучу фотографий бывших воспитанников, порадуется их успехам – в них доля и его труда! Но тут случай действительно особенный. В школе-интернате шестого вида живут и учатся дети-инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Раньше были ребята с последствиями полиомиелита, сейчас в основном с ДЦП (детский церебральный паралич).
Когда они поступают в школу, многие плохо говорят, не могут выполнять простейших действий, например шнурок завязать, пуговицу пришить. Они замкнуты, необщительны.
Всему детей научат в школе логопеды, инструкторы, дефектологи. Педагогический коллектив школы-интерната всегда отличался высоким профессионализмом. Эти люди творят чудеса. Они объединяют малышей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив, учат общаться, дружить, учиться. И оказывается, что эти малыши – умные, одаренные. Они растут, успешно учатся, посещают музыкальную или художественную школу, занимаются спортом. Более того – получают призы на спортивных соревнованиях, становятся дипломантами областных и международных конкурсов детских рисунков. Среди выпускников есть заслуженный художник Чувашии, есть экономисты и журналисты, швеи и работники культуры.
Выпускники школы получают высшее или среднее специальное образование, устраиваются на работу. Создают семьи. Нередко женятся бывшие одноклассники. У них родятся дети – здоровые, красивые ребятишки. У Любови Никоновны множество фотографий детей ее бывших учеников.
Вот такие простые житейские истории воспитанников с непростой судьбой. И чтобы в жизни ребят все сложилось именно так, над этим целенаправленно и слаженно трудится коллектив школы-интерната.
Выражаясь сложным языком профессионалов, педагоги используют современные технологии адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Любовь Никоновна, как профессионал с богатым опытом, многое может рассказать на эту тему. Она – учитель высшей категории, 25 лет руководит методическим объединением учителей начальных классов школы. На педагогических чтениях в Москве она выступала с докладом, делилась опытом и получила Диплом Министерства просвещения и Академии педагогических наук. Л.Н. Давыдова награждена также Почетной грамотой Министерства образования РФ “За значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процесса формирования интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой личный вклад в практику подготовки учащихся и воспитательную работу с ними”.
Но сегодня Любовь Никоновна не говорит о педагогических технологиях, она просто рассказывает о том, каким тяжелым было состояние ребенка, как он добивался первых успехов, как радовались за него, когда он нашел свое место в жизни. И лучшие помощники педагогов – родители ребенка, его близкие. У многих этих ребят прекрасные семьи, любящие родственники. Одному мальчику очень помогла его тетя – известный в городе педагог, которая занималась с ним, не жалея времени и сил.
Он окончил исторический факультет педуниверситета, работает в одном из музеев. В судьбе другого мальчика большую роль сыграли дедушка - полковник в отставке, и бабушка-врач.
Одна воспитанница стала библиотекарем, так как примером для нее всегда была ее мама-библиотекарь, не жалевшая для дочки душевных сил и любви.
Но семьи бывают разные. Как-то приехала из Нижнего на праздник к дочке мама. Ей поручили сходить в магазин за покупками. Женщина ушла и исчезла надолго. В магазине она купила себе спиртного и забыла, зачем вообще приехала. А одну девочку когда-то мама взяла погостить домой и не вернула. Поехала Любовь Никоновна в Нижний выяснять, в чем дело. До 23 часов прождала, пока женщина вернется домой. Время позднее, зима, а учительнице еще в Балахну как-то возвращаться надо.
Припозднившаяся мама оправдывалась, что работает много, она была массажисткой. На дочку времени не остается. Любовь Никоновна обратилась за помощью к бабушке с дедушкой. Девочка вернулась в школу, успешно окончила ее, получила профессию. Множество детских судеб прошли через судьбу Л.Н. Давыдовой и стали ей близки. Сама она еще в детстве решила, что будет учительницей начальных классов – примером для подражания стала ее первая учительница из школы №6 Татьяна Яковлевна Доброхотова. Любовь Никоновна окончила педагогическое училище, затем педагогический институт. Начинала она работать после окончания училища воспитателем в детском доме НиГРЭС, и там дети ее очень любили. Затем, уже с дипломом учителя начальных классов, она пришла в школу-интернат.

Было очень сложно, своя специфика, другие дети. На первых порах большую поддержку оказала молодому специалисту опытный педагог Л.А. Заглумина. Она передала свой второй класс Л.Н. Давыдовой, а сама осталась воспитателем. Любовь Никоновна считает Людмилу Александровну своей первой наставницей. И еще она училась у уважаемых и опытных педагогов – В.Д. Бежуткиной, которую называет очень даровитой женщиной, у И.П. Скотиной. У Ирины Петровны в сентябре юбилей - ей исполнится 80 лет. Помогали молодой учительнице советы логопеда школы Г.А. Рощупкиной. Директор Н.А. Швецова учила работать в коллективе, Н.А. Шолкина – поурочному и тематическому планированию и многому-многому другому. Надежда Андреевна оказалась человеком душевным, поддерживала и в психологическом плане.
Многим благодарна Любовь Никоновна, многих считает своими наставниками и очень уважает. С бывшими коллегами она встречается на праздниках, школьных юбилеях. Она сама много раз их организовывала и была ведущей праздников. Человек активный, общительный и энергичный, Любовь Никоновна 13 лет являлась председателем профкома школы.
- Сейчас в школе появилась молодая смена, - рассказывает Л.Н. Давыдова. – И это радует. Коллектив сплоченный, профессионально подготовленный. Большую заботу о подготовке школы к новому учебному году проявила директор Галина Борисовна Кравцова. Уважением детей и педагогов пользуется заместитель директора Наталья Евгеньевна Исакичева.

Мы идем с Любовью Никоновной по школе, она показывает отремонтированные кабинеты, уютные спальни. 1 сентября прозвенит первый звонок. Это будет общий праздник и ее личный педагогический юбилей.
- Что удержало меня здесь на 35 лет? Ответное чувство любви, - говорит Любовь Никоновна. - Я люблю свою профессию и наших учеников и хочу, чтобы они были счастливы. Несмотря на все сложности и трудности. Они преодолимы. Наша школа готовит детей с ограниченными возможностями к жизни. Мы прививаем им необходимые психологические и морально-волевые качества, интерес к определенной профессии уже с начальных классов. Если есть интерес и воля к достижению цели – будет и успех.

Л. ЧИСТЯКОВА
Исключительные права на материалы, размещённые на этом сайте, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат МБУ "Редакция газеты "Рабочая Балахна", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.